март 2, 2011
Елена Клюшникова, руководитель фракции ЛДПР в краевом Алтайском Заксобрании на февральской сессии АКЗС выступила с критическим сообщением в ответ на отчет губернатора Алтайского края Александра Карлина о работе администрации в 2010 году.
Елена Клюшникова.
Олег Богданов
Мы считаем, что говорить о серьезных достижениях за прошлый год пока рано, поскольку пока основной показатель – уровень бедности жителей Алтайского края – остается в два раза выше среднероссийского уровня. Средняя зарплата ниже прожиточного минимума сложилась в 11 районах края, и только четыре района смогли обеспечить среднюю зарплату в 10 тысяч рублей.
По уровню бюджетной обеспеченности край остается на 64-м месте в Российской Федерации. Плачевно состояние муниципальных финансов: только долги за уголь в муниципалитетах составляют 300 миллионов рублей. К сожалению, с учетом системы налогообложения, роста тарифов и цен надеяться на улучшение ситуации в ближайшее время не приходится.
Остаются и демографические проблемы, повысилась смертность.
Из плюсов: в прошлом году началось долгожданное обновление губернаторской команды. Все очень надеются на перемены. Но, как нам кажется, ротация носит не очень системный характер, определяющим критерием является личное расположение губернатора.
В политической жизни, на наш взгляд, самыми значимыми были события, связанные с отменой прямых выборов и тенденция на повсеместное сворачивание демократии. Статистики преимущества работы сити-менеджеров нам пока представлено не было. Не только сама тенденция тревожит, но и те методы, которыми данные решения продавливались на уровне края, - и мы видим тиражирование этих методов на все большее число муниципалитетов.
В области экономики и инвестиций одной из главных, ключевых антикризисных мер администрации провозглашено стимулирование инвестиций, но, на наш взгляд, очень много времени, сил, внимания уделяется проектам, которые не способны изменить ситуацию в экономике, и не приведут к заметному улучшению занятости, росту уровня и качества жизни населения. Это пресловутая игорная зона, туристическая зона (поскольку она нетрудоемкая), цифровое телевидение, виноделие. В Москве отношение к решениям по игровым зонам меняется, уже отменено одно решение.
В то же время заметно усилилось внимание к двигателям роста – крупным производственным и перерабатывающим комплексам в сельском, лесном хозяйстве, машиностроении, фармацевтике, добыче руд. В области финансов и кредитной политики мы полностью разделяем курс и принципиальная позиция на сокращение госдолга Алтайского края и расходов на его обслуживание. Очевидным плюсом было исполнение бюджета 2010 года с профицитом.
К сожалению, на уровне края транслируется политика федерального центра по росту изымаемых доходов, как у населения, так и у организаций – через систему налогов, тарифов, цен на энергоносители. Неожиданно неприятными для многих налогоплательщиков стали суммы налогов на имущество, землю, к ним добавился возросший транспортный налог и акциз на ГСМ. Для большинства жителей и предпринимателей нашего небогатого региона такие изменения весьма болезненны.
В области промышленности и энергетики – убедительная статистика по росту: есть очень хорошие цифры, опережающие общероссийские показатели, но они не ведут к адекватному и автоматическому росту эффективности. Доля убыточных предприятий в обрабатывающих производствах по-прежнему высока – порядка 33%. В этом году даже сельское хозяйство эффективность показало выше прошлогодней. Но опять, же с учетом роста налоговой нагрузки и тарифов, рассчитывать на принципиальные изменения, на рост эффективности в промышленности не приходится.
Задолженность предприятий края кредитным учреждениям возросла и достигла 100 млрд рублей, что в два раза превышает бюджет Алтайского края. Тревожит рост просроченной задолженности, это повышает не только расходы предприятий на обслуживание этих кредитов, но и риски банкротства и, возможно, передела собственности. Косвенно, это свидетельствует об отсутствии других инвестиционных источников для развития, для финансирования.
В области строительства и архитектуры безусловная заслуга – восстановление Николаевки. Но в масштабах края по-прежнему ощущается отсутствие доступного, в том числе социального жилья, объемы строительства крайне недостаточны, одни из самых низких в округе и в стране. Рост – 0,77% – может быть, на фоне России и выглядит большим, но стартовали мы с очень низкой позиции, нам еще догонять очень долго… Например, в Суетском районе не построено ни одного метра жилья за год. Там осталось менее 5 тысяч жителей.
По России планами на год предусмотрено увеличение жилищного строительства в полтора раза. Не знаю, сможем ли мы под эти темпы как-то подстроиться. Очень большие объемы поддержки планируются ветеранам войны, военнослужащим, молодежи, в том числе по ипотечным программам, наша задача – эти возможности активно использовать на территории края.
По сельскому хозяйству год, безусловно, запомнился благоприятной конъюнктурой. Это позволило нашим аграрным предприятиям закончить год без убытков. Их 88% - это абсолютно небывалый результат. Но объемы, по сравнению с 2009 годом, незначительно снизились, что, кстати, в проекте постановления не отражено. Поголовье КРС также, по некоторым данным, снизилось на 2,4%.
У нас старательно отработали проект "Дороги России". Но ремонт и строительство дорог производятся, в общем-то, на бюджетные деньги, это не может быть достижением исключительно "Единой России". И надо отметить, что часть бюджетных денег так и не была освоена, - в частности, Барнаул возвратил федеральному бюджету неосвоенные средства.
В области развития предпринимательства и рыночной инфраструктуры статистические данные очень хорошие. Но не совсем понятна роль профильного управления: из 101 тысячи зарегистрированных субъектов малого бизнеса 5 тысяч возникло благодаря мерам по поддержке занятости. С помощью самозанятости образованы рабочие места и, соответственно, субъекты малого предпринимательства. Реальная помощь – субсидирование процентной ставки – производится менее чем 100 предприятиям. Инновационных предприятий, которым понижена налоговая ставка, около 15. Это настолько незначительная помощь, о которой даже говорить неудобно.
В области имущественных отношений мы слышали, что избавление от излишней госсобственности – это одна из тем послания президента Федеральному Собранию. В этой связи вызывает обеспокоенность отсутствие заинтересованности краевых властей в выполнении намеченных планов приватизации. В собственности края по-прежнему остаются целые производственные комплексы, например, "Барнаульский элеватор", не говоря уже о многочисленных СМИ и долях собственности в ООО и ОАО. Летом 2010 года, на момент рассмотрения бюджета, у края было 109 унитарных предприятий и доли в 50 хозяйственных обществах.
В области труда и занятости сместился акцент с выдачи пособий на обеспечение самозанятости, на ее пропаганду. Цифры уровня безработицы разнятся очень сильно в различных источниках. Российская пресса пишет, что уровень напряженности на рынке труда у нас в полтора раза превышает общероссийский, и мы по этому показателю в числе худших 13 регионов России, наряду с северо-кавказскими республиками. В области социальной защиты населения край по-прежнему остается одним из самых бедных регионов: 900 тысяч жителей края, более трети, - получатели социальных пособий.
В области спорта заметны достижения, но в спорте высших достижений мы еще по-прежнему немного "не дожимаем". Нам не хватает спортивных объектов, несмотря на то, что были подарки типа спорткомплекса "Победа", но этого недостаточно. Мы Ирину Роднину приглашаем в коробку, которая находится на улице, и она там дает мастер-класс… И ей показывают, чем там заливают каток – тряпкой с водой. Наверное, в этом отношении мы еще отстаем, но есть надежда, что по программе "75 на 75" новые спортивные объекты будут построены.
Еще одна "любимая" наша тема – международные связи. Мы опять сосредоточились на Франш-Конте, очень любим участвовать в европейских выставках, ярмарках представительными делегациями, но основными нашими торговыми партнерами остаются Казахстан, Узбекистан, Украина и Китай, исключение из этого ряда – только Германия.
Направления, по которым мы хотели бы увидеть работу администрации края – борьба с бедностью, рост доходов населения, привлечение инвестиций и социальная поддержка малоимущих.