"Зерновой Давос" обозначил риски и тенденции на продовольственном рынке

март 7, 2011

В конце февраля в Белокурихе состоялась "IV Зимняя зерновая конференция". Главной темой обсуждения стала динамика мировых и российских цен на сельхозпродукцию. На каких орбитах будет держаться рынок продовольствия и смогут ли отечественные производители  занять в нем достойное место — на эти вопросы постарались ответить ведущие российские эксперты.    


Олег Богданов

Борьба с "тараканами"

Последние вести с передовой мирового рынка продовольствия не внушают оптимизма. По данным Всемирной продовольственной организации (FAO), основные продукты питания дорожают последние семь месяцев. В лидерах ценового роста оказались сахар, масло, жиры и зерновые. Эксперты в один голос твердят: эре дешевого продовольствия приходит конец. И приводят этому доказательства. К примеру, в Индии индекс цен на продовольствие за один только год увеличился на 11%. В Мексике отмечались волнения после того, как цены на кукурузную муку, которая используется для приготовления тортиллы — основного продукта питания бедноты, выросли в четыре раза.

"Даже в развитых странах растут цены на продовольствие и, судя по всему, не собираются снижаться", — сообщила на конференции Евгения Серова,старший советник директора Инвестиционного центра (FAO) ООН.  В то же время, по ее заверениям, существенных причин для таких ценовых всплесков нет. "В 2010 году из-за засухи произошло существенное сокращение аграрного производства в России и Казахстане, — продолжает эксперт. — Однако два предыдущих года были рекордными для мирового сельского хозяйства. В настоящий момент в мире нет дефицита продовольствия, есть проблемы его перераспределения".

У Дмитрия Рылько, гендиректора Института конъюнктуры аграрного рынка, имеются свои объяснения происходящим процессам. "Существует такой фундаментальный фактор развития мирового рынка, как товарный запас. Сейчас 34% всех мировых запасов пшеницы сосредоточены в Китае. В северной части этой страны разворачивается засуха. В России будущий урожай тоже может быть не очень "вменяемым". В целом, какой регион в мире ни возьми, везде возникают серьезные риски", — отмечает эксперт. 

В начале 2011 года новым поводом "ценовой лихорадки" стали события в Северной Африке. Многие правительства, напуганные народными бунтами, начали в усиленном порядке закупать продовольствие, подогревая спекулятивные настроения на рынках.

Бездействовать и спокойно наблюдать за растущими ценами на продовольствие развивающиеся страны, судя по всему, не собираются. Во многих из них уже разработаны собственные программы самообеспечения. К примеру, Бразилия и Китай арендуют или приобретают в собственность землю в Африке и выращивает на ней зерно и другие культуры. Сможет ли Россия стать продовольственным донором? Вопрос остается открытым. Пока на мировом рынке наша страна ведет "одношаговую политику". А нужна долгосрочная стратегия, уверены эксперты. "Поведение России на мировом рынке продовольствия я часто сравниваю с коком, к которому прибегают матросы и кричат, что корабль тонет. А он давит тараканов и говорит, что ему некогда. К тому времени, как Россия разберется со своими "тараканами", рынки сбыта могут быть уже заняты", — констатировала Евгения Серова. 

Фактор понижения

По данным Института конъюнктуры аграрного рынка, в этом сезоне внутренние цены на сельхозпродукцию хоть и росли высокими темпами, но так и не сумели достичь исторического максимума 2007–2008 годов. "В марте 2008 года стоимость пшеницы III класса в европейской части России равнялась 9,6 тыс. рублей за тонну, ржи продовольственной — 8,2 тыс. рублей. Полагаю, что до конца сезона этот уровень так и не будет достигнут", — сообщил Дмитрий Рылько. По его словам, главным фактором, играющим на понижение, являются зерновые товарные интервенции. Действительно, в течение февраля, пока шли торги, рыночные цены на пшеницу снизились в среднем на 1,5%, на фуражный ячмень — на 0,6%. По словам Сергея Сухова,замдиректора департамента регулирования агропродовольственного рынка Минсельхоза, это тенденция непременно продолжится.

Но не все эксперты столь категоричны. "В ближайшее время на цены будут влиять сроки поступления интервенционного зерна, — считает Александр Корбут,вице-президент Российского зернового союза. — Надо понимать, что с момента проведения торгов и до момента получения зерна покупателем пройдет минимум два месяца. Если у российских переработчиков есть запас сырья на этот период, цены будут оставаться стабильными. Если нет, спрос вновь начнет расти".

Помимо товарных интервенций, понижающее влияние на цены оказывают неучтенные запасы зерна. По оценке экспертов, они составляют более 10% общероссийского валового сбора. "Росстат сообщил, что в 2010 году в стране собрано 61 млн. тонн зерна. Реально эта цифра может быть гораздо больше. В дальнейшем понижающий тренд на рынке будет формироваться в зависимости от того, сколько зерна спрятали наши сельхозпроизводители", — считает Владимир Петриченко, гендиректор аналитической компании "ПроЗерно".         

Свою долю неопределенности вносит и запрет на экспорт. Официально эмбарго в России продлено до 1 июля 2011 года. Будет ли оно снято с началом нового сезона, пока не ясно. А между тем в Южном федеральном округе, который всегда был ориентирован на экспорт, скапливаются существенные объемы зерна. На сегодняшний день они оцениваются в 1,4 млн. тонн. "Если южане не смогут вывести свои запасы на экспорт, у них возникнет серьезная нехватка элеваторных мощностей под новый урожай. И все "лишнее" зерно хлынет на внутренний рынок. В этом случае цена может существенно просесть", — сообщил Дмитрий Рылько.

В поисках альтернативы  

Несмотря на возросший спрос на сельхозпродукцию, рынок Алтайского края по-прежнему остается избыточным. Серьезной проблемы перепроизводства удалось избежать только за счет вывоза продукции его перемола в другие регионы. В 2010 году Алтайский край увеличил поставки зерна в четыре раза, муки более чем на 15%. Продукция шла в основном в субъекты СФО и в европейскую часть страны. Но будут ли в следующем сезоне для нас открыты эти рынки? Валерий Гачман,гендиректор компании "Грана", в этом не уверен. "В прошлом году алтайским мукомолам удавалось прорываться на европейскую территорию России. Но мы не тешим себя надеждой, что в следующем сезоне нашу муку будут ждать, например, в Поволжье, где есть свое сельское хозяйство и мукомолье", — сообщил он.

Рынок Сибири, который до последнего момента считался для алтайских мукомолов основным, постепенно теряет свою перспективу. Причина одна: соседние регионы, в значительной степени нарастив объемы производства муки, практически полностью покрывают свои потребности. "Единственной альтернативой является экспорт, — считает Валерий Гачман. — На сегодняшний день 30% перспективного мирового рынка находится в географической досягаемости от Алтайского края. И нам надо этим пользоваться".

Казалось бы, для выхода на рынки Средней Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона алтайских мукомолов есть многое: сырье, производственные мощности и, главное, безграничное желание. Нет одного: внятной государственной программы по стимулированию экспорта. Предложение по введению льготного железнодорожного тарифа с коэффициентом 0,3 с 1 км перевозок остается неуслышанным и вряд ли будет принято в ближайшее время.

Эксперты уверены: в условиях сокращающихся рынков сбыта мукомолам надо работать над снижением издержек. Прежде всего повышать производительность труда. На Алтае она одна из самых низких в Сибири. А еще работать над диверсификацией производства. Другого выхода не остается. Ведь следующий сезон может стать для мукомолов очередным испытанием.

Мы сдерживаем инфляцию

Андрей Клепач,
заместитель министра экономического развития РФ:

Рост инфляции во второй половине 2010 года был обусловлен главным образом ростом цен на продовольствие. Но уже в начале 2011 года разгоняющим фактором стал непродовольственный сектор. Ожидаемая инфляция по 2011 году составляет 7,5–8%. Это выше, чем заложено в бюджет. Правительством уже принят комплекс мер по ее сдерживанию. Он включает в себя запрет экспорта зерна и снижение импортной защиты. Уже сейчас обнулены пошлины по многим позициям: гречка, картофель и другие овощи. Могу сказать с полной уверенностью, что уровень таможенной защиты и по другим продуктам будет ослабевать. Причина одна: цены на многие продукты питания внутри страны гораздо выше, чем на мировом рынке. Исключение составляет только мясо. Ежегодно квоты на ввоз импортного мяса сокращаются. В то же время российские животноводы должны быть готовы к тому, что степень конкуренции на этом рынке внутри таможенного союза будет возрастать. При этом стоимость кормов продолжит расти.

Урожай составит 84 млн. тонн

Дмитрий Рылько,
гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР):

В 2010 году в Южном федеральном округе и в Поволжье наблюдался большой недосев озимых. Например, в Саратовской области он превысил 37%. В центральной части страны все в пределах нормы. Но будучи оптимистами, мы предполагаем, что урожай зерновых в 2011 году составит 84 млн. тонн, из них 54 млн. тонн пшеницы. У нашего оптимизма есть предпосылки. Во-первых, хороший снежный покров наблюдается на всей территории страны от Тулы до Новороссийска. Это значит, что урожай озимых в этих регионах может быть вполне приемлемый. Кроме того, проблема с обеспечением яровыми семенами сельхозпроизводителей практически решена. А сибирские регионы нынешней весной намерены значительно расширить яровой клин. Полагаю, что в следующем сезоне в России может появиться дефицит ржи. Дело в том, что упомянутые мною проблемы с озимым севом возникли именно в тех регионах, которые традиционно выращивают рожь.