Администрация закрыта

июль 20, 2004

27 июля исполняется сто дней с того момента, как Михаил Евдокимов официально заступил на пост главы администрации Алтайского края. Сто дней - очень короткий срок. И не только в жизни страны или региона. Даже в жизни одного человека. Но политик, пришедший во власть, за эти три с небольшим месяца определяет приоритетные направления своей деятельности, формирует команду и определяет перечень первоочередных мер. По сложившейся традиции в мировой практике, по первым ста дням работыделаются первыепрогнозы на весь губернаторский срок.

Михаил Евдокимов принял край в непростой для себя и для региона ситуации. Предшественником нового главы был политический тяжеловес с сильной волей и развитым стремлением к власти. Вчерашнему артисту разговорного жанра, если он всерьез решил взяться за абсолютно новое для него дело, придется потратить уйму времени, а главное сил, чтобы освоить все премудрости работы чиновника и публичного политика.

Если в 1996 году с Александром Суриковым избиратели связывали надежды на элементарное улучшение жизни (своевременная выплата зарплат, пенсий, детских пособий и т.д.), то проголосовавшие за Евдокимова в 2004 году надеются на куда большее - превращение Алтайского края в динамично развивающийся регион. Но если видимого прорыва не произойдет в ближайшее время (год), кредит доверия будет исчерпан, и наступят разочарование и раздражение.

Ситуация осложняется и социально-экономической политикой президента и правительства. Грядущая замена льгот денежными выплатами, отмена единой тарифной сетки и реформа ЖКХ сильно ударят по дотационному Алтайскому краю. Губернатору придется искать дополнительные деньги на то, чтобы население хотя бы не стало жить хуже, чем сегодня, а он, как известно, во время избирательной кампании обещал краевые доплаты бюджетникам, пенсионерам и много чего еще.

____________________________

Справка “СК”

Традиция подводить первые итоги через сто дней после официального вступления в должность пришла в Россию из Америки. В США же эта традиция появилась с приходом в Белый дом Франклина Д. Рузвельта. Начало его деятельности в качестве главы государства совпало с Великой депрессией, когда каждый день для страны был решающим. Вступив в президентскую должность, Рузвельт сразу же смог предпринять шаги, позволившие вывести страну из глубочайшего кризиса. С тех пор по первым ста дням работы нового президента пытаются определить, каким будет его правление. Вслед за “ста днями президента” появились “стодневки” губернаторов, мэров и законодательных органов.

_________________________________________

Свою работу на посту руководителя края Михаил Евдокимов начал с формирования новой команды.

7 марта на встрече с избирателями в ДК поселка Южный в Барнауле будущий губернатор заявил: "Два месяца мы собирали команду хороших ребят, наших, алтайских, выпускников наших вузов". На поверку оказалось, что среди замов главы администрации только двое - Святослав Григорьев и Александр Лукьянов - до назначения жили и работали на Алтае (причем Лукьянов на днях подал прошение об отставке, оно было удовлетворено). Остальные приехали “поднимать целину” из Новосибирска, Краснодара, Ростова-на-Дону и Москвы. Если же взглянуть на список председателей комитетов и общественных советников то перечень регионов, приславших свои кадры в наш край, обогатится Санкт-Петербургом, Владивостоком и Камчатской областью. При этом новая команда формируется столь активно, что на одну из должностей председателей комитетов в один день было назначено три специалиста (по данным “СК”, полученным из достоверных источников, речь идет о должности председателя комитета по топливу и энергетике).

Об общественных советниках стоит сказать особо. Раньше такого института не было. Советники, как заверяют в администрации, работают бесплатно. Заметим, большинство из них - люди приезжие и работы в крае не имеют. При этом советники имеют доступ к самой разнообразной информации, проводят совещания и ни за что не отвечают. Кроме официально назначенных советников, в аппарате Евдокимова и его замов можно увидеть и тех, чьи полномочия не подтверждены никакими документами. Не случайно, наверное, деятельность нового подразделения уже успела привлечь внимание прокуратуры.

Естественно, назначение новых руководителей сопровождается увольнением прежних. Уже уволены все замы бывшего губернатора (причем уволиться успели даже те, кого назначили уже при новой власти: например, Владимир Зубков, побывавший председателем комитета) и около десятка председателей комитетов. Причем губернатор и те, кто отвечает у него за кадры и связи с общественностью, не находят нужным объяснять этой самой общественности целесообразность как отставок, так и новых назначений. Отметим, что администрация Евдокимова гораздо закрытее своей предшественницы. Губернатор не общается с прессой, не выступает перед избирателями, не объясняет действий власти. Чиновники на контакты с журналистами, а следовательно, с жителями края, идут без большой охоты. В довершение всего с недавних пор граждане могут пройти в здание администрации только через бюро пропусков, чего раньше никогда не было.

Одна из главных составляющих деятельности любого губернатора, особенно дотационного региона, - работа с правительством, администрацией президента, крупными корпорациями. Михаил Евдокимов действительно часто бывает в Москве, исправно посещает официальные мероприятия, но о его успехах в области лоббирования интересов края ничего не известно.

Что же касается отношений с президентом, то здесь тоже далеко не все так радужно, как Евдокимов пытался представить во время избирательной кампании. Поддержка перед вторым туром Сурикова показала, что никакого благословения на губернаторство Евдокимову Владимир Путин не давал.

По опять же неофициальной информации, Москву сильно беспокоит, что в команде губернатора есть люди, имевшие нелады с законом. Как говорят, краевых руководителей правоохранительных органов и спецслужб уже предупредили о том, чтобы они держались с новой администрацией сугубо официально.

Сразу после выборов пошли разговоры о том, что новая команда постарается сделать Михаила Евдокимова номинальным руководителем края, а реально управлять регионом будет правительство. И действительно, на состоявшуюся 1 июля сессию крайсовета администрация вынесла поправки в Устав края, предполагающие разделение исполнительной власти на две части – администрацию губернатора во главе с ним самим и правительство во главе с первым вице-губернатором. Но Совет дал отрицательное заключение на законотворчество исполнительной власти, и поправки в срочном порядке еще до сессии были отозваны. И если раньше новый Совет искал с новой администрацией компромиссы, то на этот раз депутаты напомнили, что они тоже власть, с которой чиновники должны считаться.

И дело не только в попытке утвердить новую структуру исполнительной власти. Администрация, например, чтобы уволить неугодных чиновников (в частности, Николая Чертова), упразднила должности первых замов главы и тем самым де-факто изменила Устав. Изменить же основной закон края, как известно, может только законодательный орган власти. Негативную оценку получили и назначения Михаила Евдокимова. Депутатов абсолютно не устраивает, что губернатор не согласовывает и с ними даже ключевые фигуры.

У фракции “Единая Россия” есть и “личные” претензии к новой команде, которая добилась ухода с поста гендиректора Барнаульского ликероводочного завода депутата Роберта Пальталлера и претендует на активы другого члена фракции - гендиректора “Алтайспиртпрома” Владимира Вагнера. Можно предположить, что краевой Совет, сформированный из представителей алтайской политической и бизнес-элиты, станет центром оппозиции администрации, собранной из приезжих.

А центром “народной оппозиции” вполне может стать движение “Пробуждение”, созданное вчерашними активистами евдокимовского штаба и уже начавшими разочаровываться в действиях своего кумира.