март 11, 2011
В свое время Алтайский край оказался в числе пионеров, внедривших новую систему оплаты труда (НСОТ) учителей. Нововведение, по глубокому убеждению разработчиков, несет исключительно позитивные преобразования: мотивирует педагогов на профессиональные подвиги и позволяет им отслеживать начисления. Ожидалось также, что при новой системе учителя наконец дождутся долгожданного увеличения зарплат. Произошло ли это в действительности? Да, свидетельствуют финансовые отчеты. Учителя же говорят об обратном…
Школа.
Михаил Хаустов
На итоговой педагогической коллегии, прошедшей 3 марта, Юрий Денисов, начальник краевого управления по образованию и делам молодежи, рассказал, что в ряде муниципалитетов края главную задачу новой системы оплаты труда – стимулировать и поддержать работу лучших педагогов – реализовать так и не удалось.
Свой вывод вице-губернатор пояснил на примере Ельцовского района, аналогичная картина повторяется и в большинстве других муниципальных образований.
Итак, по официальным данным, подтвержденным финансовыми документами, в 2010 году зарплата возросла почти в полтора раза у 73% учителей. Однако анонимный опрос работников образования опроверг эти цифры: большинство учителей заявили, что их зарплата не только не возросла, но и снизилась.
– Почему так? Получается, наши учителя и не знают даже, как пользоваться новой системой оплаты труда в своих интересах. Есть у меня еще один вопрос к уважаемым руководителям. Он, конечно, маловероятный, ну а вдруг: может, стимулирующая часть, предназначенная учителям, направлена на повышение заработной платы руководителям? – предположил на коллегии г-н Денисов.
Проведенный анализ порождает еще один парадокс: 73% учителей Ельцовского района, по данным руководителей, получают стимулирующие выплаты, но при этом только 30% из них поддерживают новый принцип системы оплаты труда. На вопрос: "Какие составляющие НСОТ должны быть скорректированы?" – 93% учителей ответили: "Надо изменить критерии и процедуру оценки".
Такая реакция учителей скорее закономерна, нежели удивительна: критерии, по которым оценивают профессиональную деятельность педагогов (а от соответствия им и зависит размер стимулирующей выплаты) в некоторых районах края насчитывают от 24 до 53 пунктов.
– Новая система при грамотном подходе, безусловно, может работать эффективно, учителям во благо, – убеждена Татьяна Артемова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Павловской средней школы. – Правда, на практике ее внедрение гораздо сложнее, нежели в теории. Мы начисляем зарплаты по НСОТ с 2008 года, и тем не менее приходится постоянно что-то корректировать. В основном недовольства учителей касаются переменной составляющей зарплаты. Например, в самом невыгодном положении оказываются учителя начальных классов, в самом выигрышном – физкультуры. Это связано с тем, что среди критериев оценки профессиональной деятельности учителя есть "участие в региональных и федеральных конкурсах". Вот и получается, что некоторые в силу специфики направления, а не реального уровня квалификации остаются не у дел. Хотя, конечно, каждая школа прописывает свои критерии.
Говоря о заработной плате педагогов, Юрий Денисов также просил заместителей глав муниципалитетов использовать возможности местных бюджетов, т. к. региональные вливания в образование в ближайшем будущем вряд ли увеличатся. Сегодня они, по признанию вице-губернатора, достигли своего максимума.
– Одним из важных направлений, которое позволяет реально повышать зарплату учителям, является снижение доли неэффективных расходов. Это подтверждает пример Мамонтовского, Немецкого и Михайловского районов: здесь средняя заработная плата учителей выросла на 10%, 13,5% и 14,5% за счет того, что у них доля неэффективных расходов составляет всего 5–7,5%, – сообщил Денисов.
Руководитель регионального управления образованием убедительно просил коллег разобраться с методиками оплаты труда:
– Наши методики оценок, безусловно, устарели. Новый закон в любом случае заставляет вносить изменения. До 1 мая по каждой школе прошу разобраться и все привести в нормальный, приемлемый вид. Наказания, предупреждаю, будут жесткими. Накажу сначала себя, а потом всех остальных.
Снижение зарплат педагогов там, где оно произошло, в первую очередь связано с кризисными явлениями, ведь в 2009–2010 годах во многих регионах России были очень напряженные бюджеты. Естественно, что в связи с этим изыскивались различные возможности оптимизации бюджетов, а в такой ситуации стимулирующие выплаты оказались одними из самых незащищенных.
Я думаю, что постепенно в связи со стабилизацией финансового положения можно будет ожидать увеличения оплаты труда учителей. Хотя ситуация не такая простая, как кажется. Например, этот год также трудно назвать благополучным.
10 479 рублей составляет средняя зарплата учителя в Алтайском крае, по данным мониторинга за 2010 год. В 2009 году она составляла 10 299 рублей.