март 11, 2011
На экономическом форуме "Сибирский Давос" профессор МГИМО Андрей Загорский рассказал о конкурентоспособности государств и внешней политике России.
Мир становится все более многополярным, тесным. Ресурсов становится все меньше, нас ждет все более жесткая борьба за них, которая потребует от России, как и от любого другого государства, максимального наращивания мускулов, крепких зубов и умения не сдавать своих позиций. Не будет хватать воды, морских ресурсов, будет битва за Арктику, за человеческие ресурсы, в том числе рабочую силу…
По прогнозам МИМО (Московского института межгосударственных отношений), если в ближайшие 20 лет мир не столкнется с глобальными катаклизмами, природными или техногенными, в целом мир будет развиваться эволюционно, а не за счет столкновений и взрывов, хотя долгосрочный прогноз не исключает разных локальных конфликтов, - на основе процессов глобализации, а не регионализации и дефрагментации.
Экономика будет расти неравномерно, почти исключительно за счет инноваций, и, несмотря на рост населения, ресурсов хватит. Проблемы ресурсного голода не будет. Инновации будут генерироваться в развитой части мира.
Мир не будет сетевым, он будет оставаться иерархическим: на верху иерархии останутся США, на втором уровне – Европа и Китай, на третьем – Россия, такие государства, как Индия, Индонезия.
Какие ловушки могут оказаться перед государствами на пути их адаптации к такому миру? Во-первых, мир будет жить за счет все большей открытости государств, а не самоизоляции. Во-вторых, огромна опасность национализма: государства, которые будут скатываться на этот путь, будут подрывать свои возможности успешной интеграции в мире. И в-третьих, – либеральные ценности будут становиться все более универсальными.
От этих трех факторов будет зависеть конкурентоспособность государств. Определяющее значение для позиции государств будет играть "мягкая сила", т.е. привлекательность, уровень жизни, экономика, а не "жесткая сила" – количество вооружения и ракет.
В российской дипломатии акцент сделан на жесткую силу вместо мягкой. Мы поставили это на первое место, и пока не разберемся с ракетами, ни о чем другом говорить не будем.
Второй принцип нашей внешней политики (это к вопросу о правовом государстве) – "не учите нас жить". Россия не хочет говорить на эту тему, несмотря на все заявления Медведева… Третья тема – вопросы, которые касаются покупки активов за рубежом. Дипломатия выступает проводником интересов крупных компаний, таких, как "Газпром". Потому что если мы начинаем высказывать пожелания, чтобы Евросоюз ради интересов "Газпрома" изменил некоторые директивы в отношении внешней политики – очевидно лоббирование интересов ряда крупных госкомпаний.
Что касается вклада внешней политики в модернизацию страны, то здесь мы идем не в ту сторону… Более открытый и глобальный мир требует от нас большей конкурентоспособности. Мы к этому не готовы и не готовимся. Наша промышленность "не тянет" по многим направлениям, мы пытаемся закрыть отставание за счет импорта технологий с Запада.
Мы считаем крупным успехом нашей дипломатии новое соглашение о сокращении наступательных вооружений. На это выделено более 20 трлн. рублей. В обозримой перспективе у нас будет около 320-ти носителей вместо 600 разрешенных по договору.
Чтобы у нас было столько же боеголовок, сколько в США, принято решение увеличивать количество боеголовок на одной ракете, что в военном отношении имело бы какой-то смысл, если бы мы планировали первыми удар по США. Это статусная политика, вместо того, чтобы повышать конкурентоспособность страны.