март 15, 2011
В текущем сезоне Россия ослабила таможенную защиту практически на все виды сельхозпродукции, кроме мяса. С 2011 года снова урезаны квоты по ввозу в страну мяса птицы и говядины. По мнению руководителя исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации, это должно подтолкнуть отечественных производителей к увеличению производства. О состоянии российского животноводства эксперт рассказал в Белокурихе на "Зимней зерновой конференции" в конце февраля.
В настоящий момент на мировом рынке мяса происходят серьезные изменения. Еще 30 лет назад Бразилия была крупным импортером мясной продукции. Сейчас она практически обгоняет США по экспорту мяса птицы, свинины и говядины. В то время как Аргентина из-за неправильных решений президента страны, связанных с запретом экспорта мяса, лишилась 20% поголовья и с прошлого года стала завозить из Бразилии говядину для собственного потребления.
В России структура потребления мяса постепенно приобретает баланс. По нашим прогнозам, к 2020 году 45% общего потребления будет занимать мясо птицы. И это понятно: наше население не настолько богато, чтобы каждый день есть дорогостоящую говядину. С 1990 года поголовье КРС сократилось больше чем в два раза. А производство говядины упало с 4,3 млн. тонн до 1,7 млн. тонн. Вернуться на прежние позиции будет очень сложно. После коллективизации в России произошло серьезное сокращение скота. Для того чтобы его восстановить, животноводству потребовалось 40 лет. Но есть и положительные новости. С 2011 года сократились квоты по ввозу импортной говядины. Это должно подтолкнуть наших животноводов к увеличению поголовья и объемов производства.
Что касается производства мяса птицы, то здесь мы наблюдаем положительную тенденцию. С 1997 года оно постоянно растет. А с 2007 года, когда были введены меры таможенно-тарифного регулирования и ограничен ввоз американских окорочков, отечественное производство мяса птицы ежегодно прибавляло по 15%. Несмотря на это, мы до сих пор не можем нивелировать диспропорцию в структуре спроса на мясо птицы и его предложения. Например, в структуре его реализации на тушки приходится всего 27%, а производим мы их более 50%. Вследствие чего наращивается товарный запас избыточного продукта.
Если рассматривать ситуацию в отечественном свиноводстве, то видно, что собственную потребность наша страна не покрывает. В 2010 году было ввезено 642 тыс. тонн импортной свинины, 268 тыс. тонн шпика и 177 тыс. тонн свиных пищевых субпродуктов. Очевидно, что наша зависимость от импорта гораздо выше, чем она заявляется. А по некоторым позициям критическая.
По нашим данным, в декабре 2010 года средняя цена свинины в живом весе на убой составляла $ 2,62 за килограмм. Для сравнения: в Бразилии — $ 1,78, в США — $ 1,41. Видно, что отечественные покупатели переплачивают. Но это необходимо, чтобы в свиноводство поступали инвестиции и наращивалось производство. К сожалению, в России много неэффективных хозяйств. Более 40% свиней содержатся в ЛПХ. Думаю, что постепенно их доля будет снижаться из-за ужесточения ветеринарных требований. В 2010 году в России насчитывалось 596 предприятий, занимающихся свиноводством, среди них 46% — новых, 43% — модернизированных и 16% — старых. У последних есть выбор: либо модернизация, либо смерть.
Сегодня перед российскими производителями свинины стоят очень важные задачи. Во-первых, повышение товарности производства, укрупнение ферм и их концентрация в регионах с доступной кормовой базой. Это крайне необходимо в условиях дорожающих кормов. Во-вторых, производителям необходимо инвестировать не только в само производство, но и заниматься строительством комбикормовых предприятий. И, конечно, уже сейчас налаживать экспортные поставки. Ведь для выхода на мировой рынок нам могут потребоваться долгие годы.