Можно ли сдержать рост цен на продукты питания?

март 18, 2011

В начале 2011 года индекс продовольственных цен в мире достиг максимального с 1990 года значения. По итогам 2010 года Россия оказалась рекордсменом по динамике цен на еду. Они выросли втрое по сравнению со многими странами.

В феврале президент Всемирного банка Роберт Зеллик на совещании министров финансов стран G20 назвал рост цен на продукты тревожным и призвал правительства рассматривать этот вопрос как приоритетный. В России эксперты находят различные причины сложившегося положения. Но можно ли сдержать продовольственную инфляцию? 

Алексей Кудрин,
министр финансов России:

Продовольственные цены будут расти в течение почти всего года. Они, наверное, покажут новые рекорды и даже в мировом сопоставлении с предыдущими годами, когда эти цены росли.

Быстрых и простых решений нет

Александр Пироженко,
директор департамента развития конкуренции Минэкономразвития России:

Драйвером роста цен в 2010 году стало удорожание продовольствия, особенно плодоовощной продукции (в 2009 году цены на нее не росли, а на отдельные виды даже снижались). Значительно в меньшей степени на инфляцию повлияли мясо, алкоголь и молоко. Бесспорным лидером 2010 года, разумеется, стала гречка –  рост в 1,5 раза, а дальше идут картофель, морковь, капуста, лук с впечатляющим ростом более 70–50%. Ни мясо, ни пресловутый бензин, ни хлеб не выросли в цене значительно.

Причины роста цен на эти товары очевидны –  плохой урожай и зависимость от импорта. Урожайность нашей плодоовощной продукции несопоставимо ниже, чем в развитых странах, инфраструктуры хранения и цивилизованной логистики не создано. Посредники в плодоовощном бизнесе –  полумафиозные структуры, до сих пор проводящие значительные транзакции в обход системы налогообложения. В этом смысле отрасль весьма непрозрачна и рискованна для инвестиций.

По уровню роста потребительских цен Россия находится на "почетном" третьем месте по сравнению с другими странами. Интересно разобраться, отчего же в большинстве других стран инфляция несопоставимо ниже. Во-первых, структура потребления населения России и ЕС существенно отличается. Доля расходов на продовольствие в странах ЕС в три раза меньше, чем у нас. Потребительская корзина россиянина на 38% состоит из затрат на продукты питания. Поэтому даже сопоставимый рост цен на них в Европе не мог так сказаться на размере инфляции, как в нашей стране.

Высокие темпы роста цен –  показатель низкого уровня развития конкуренции. По моему глубокому убеждению, никакими карательными мерами эту ситуацию не исправить. Не стоит рассчитывать на простые и быстрые решения со стороны государства. Нужны системная работа по кардинальному улучшению предпринимательского климата и серьезные инвестиции в инфраструктуру –  склады, переработку сельхозпродукции, логистические центры.

Предел уже близок

Михаил Хазин,
президент компании экспертного консультирования "НЕОКОН":

Для нас очевиден ответ на вопрос о причинах увеличения мировых цен –  виновата эмиссия Федеральной резервной системы США, которая способствует безудержному росту фондовых и товарных рынков на протяжении последних месяцев. Закончится эмиссия в июне 2011 года, и, по предварительной информации, продлевать ее не планируют. Таким образом, цена продовольствия будет расти до конца первого полугодия, после чего начнет снижаться.

Но ситуация усложняется тем, что с ростом цен на продовольствие связан политический фактор. Чем дороже стоят продукты, тем напряженнее обстановка в обществе. Если доходы населения растут быстрее, то ничего не происходит, если медленнее или вовсе не растут, то начинаются проблемы. Далеко за примерами ходить не надо: Тунис, Египет, Йемен, Бахрейн, Иордания, Алжир, Марокко, Ливия, Индия, Иран, Греция, Кот’д’Ивуар, Бангладеш, Таиланд, Китай и Северная Корея –  все эти страны столкнулись с массовыми народными волнениями. В Тунисе и Египте дело закончилось революцией, а в Ливии началась гражданская война. Текущий рост цен на продовольствие начинает реально угрожать действующим властям в некоторых государствах, поэтому у продовольственных цен есть предел роста, причем этот предел уже близок. Свободная ликвидность продолжает давить на цены, но их рост можно остановить,  например, повысив гарантийное обеспечение по фьючерсам на продовольствие. Если ситуацию пустить на самотек, то напряженность будет лишь нарастать –  мы столкнемся с очередными волнениями, которые могут перерасти в революции.

Агроотрасль должна стать эффективнее

Максим Протасов,
председатель правления ассоциации "Руспродсоюз":

В первой половине 2011 года цены в России в лучшем случае будут оставаться на прежнем уровне. Сохранение запрета на импорт зерна и продажа запасов зернового фонда должны держать цены на пшеницу, а значит, на муку, хлеб и макароны на текущем уровне. Определенный рост цен будет происходить по тем видам культур, урожай по которым был недостаточен. Этот недостаток компенсируется импортом, цена которого существенно выше. Это относится и к овощам, и к картофелю, и к пшену.

Государство пытается сдерживать рост цен. Предприниматели (поставщики и ритейлеры) также не заинтересованы в росте цен, так как покупательская способность населения еще не восстановилась после кризиса и повышение цен приводит к падению продаж.

Естественным эффектом дефицита большинства сельхозкультур является то, что агропроизводители увеличивают посевную площадь под такими культурами в следующем сезоне. Поэтому мы надеемся, что при неповторении аномальных климатических условий прошлого года цена на многие продукты питания после сбора нового урожая должна существенно упасть. Однако только планомерная работа по увеличению эффективности отечественного производства в аграрной отрасли, реализация программы мелиорации, технического и технологического обновления на селе помогут нам избежать высокой зависимости от импорта и резких ценовых колебаний в будущем.

Опрос: вы на еде экономите?

Михаил Палочкин,
редактор сайта "Аргументы и факты – Алтай":

Нет, не экономлю. Это одна из важных радостей жизни. Если экономить еще и на ней, жить станет совсем невесело. Поэтому даже в трудные финансовые периоды стараюсь покупать для себя и семьи какие-нибудь вкусности.

Екатерина Кривошеина,
менеджер по маркетингу и рекламе компании "Алтай-Лада":

На еде я не экономлю, трачу в разумных пределах, конечно. В рестораны не хожу, но в магазинах беру все, что хочется. Не могу сказать, что в какие-то продуктовые магазины я не захожу из-за цен.

Анастасия Морева,
секретарь "Алтайской алкогольной ассоциации":

Скорее, нет, чем да. В дорогие магазины не хожу, но если что-то хочу съесть, то покупаю не задумываясь.

Андрей Козицин,
директор компании "Эксито":

Не экономлю, просто у меня нет желания запоминать старые и новые цены на десятки продуктов. Мы с женой не экономим на еде, но в сумму 10 тыс. рублей в месяц на продукты укладываемся всегда.