Барнаульский спектакль "Сцены из деревенской жизни" показали на фестивале "Золотая маска"

март 21, 2011

19 марта на фестивале "Золотая маска" на сцене московского театрального центра "На Страстном" актеры Алтайского краевого театра драмы имени В.М.Шукшина показали столичным зрителям читку документальной пьесы "Сцены из деревенской жизни".

Этот проект возник в рамках Всероссийской лаборатории молодых драматургов. Актеры театра вместе с московскими театральными деятелями и журналистами поехали в Курьинский район Алтайского края и в деревнях собирали материал, на основе которого затем был создан спектакль. 

Все то, что получилось в результате у творческого коллектива театра, все желающие могли увидеть в июле, в октябре 2010 года, а также в марте 2011 года в театре драмы. После спектаклей в Барнауле всегда проводились обсуждения, где каждый из посмотревших спектакль мог высказать свое мнение главному режиссеру. Теперь мнение о проекте составили и жители столицы. 

"Сцены из деревенской жизни" были показаны в рамках внеконкурсной программы фестиваля "Маска Плюс". Она создана для дополнения основной программы и демонстрации разнообразия и разнонаправленности современного театра.

Пользователь с ником :

Оторвались вчера алтайцы, я считаю. С пятой минуты зал начал хохотать и аплодировать. Эстрада? Значит, мы нашли, как приспособить инструмент "вербатима" для широкой публики. Горькая правда о деревне? Такое тоже кто-то услышал. Но вот удивительная вещь: что из простой человеческой речи можно сделать потрясное развлечение, стала очевидной. Замечательно они играли, и не было ощущения - при том, что очевидно было, "жмут" и "красят" - что перед нами участники экскурсии в "зоопарк". Ну просто типаж другой, лица другие у актеров, натуральные, что ли.

В комментариях под этим постом юзер mefistofel66 пишет: "Самым интересным для меня был фрагмент про Галину счастливую, внутри текста столько намешано, и актриса с механикой движения просто завораживала".

Пользователь с ником :

Только что со спектакля.  *** нашей стране,  друзья. Вот с чем я ушла оттуда.***, причем, повсеместный, давний и процветающий. Об этом был спектакль и об этом же (!!!) оказалось обсуждение спектакля, состоявшееся сразу после.

Про спектакль. Опыт документального театра для Барнаула - большой рискованный эксперимент. В ситуации фактической цензуры (тупой до самодурства локальной власти) - действительно, рискованный. Форма вербатима, впервые (наконец-то!) дошедшая до провинции, в такой ситуации, без жесткого прикрытия властеугодничеством, просто бы не прошла на сцену. На мой взгляд, авторы - гигантские молодцы! Они смогли не просто сделать, но выпустить на сцену, правду жизни и правду документального театра. В то время, как близорукие власти радовались патриотическому духу проекта, и не доперли до того, что это будет демонстрацией их же убожества. Убожества жизни, обусловленное качеством их власти.

<...>Отдельная радость - драматургия "Деревни"! Цельная, органичная пьеса - редкость для документального театра. Очень грамотно и честно сделан этот ряд монологов и диалогов. Что совсем редкость - в нем есть большой, глубокий, актуальный конфликт, очень четко выраженный, донесенный. Это ограниченность и мрак, в котором живет бОльшая часть нашей несчастной страны. Мрак неразрешимый и обыденный, являющийся нормой. С которым, по честному, никто ничего не считает нужным делать. В сопровождении документального видеоряда этот мрак еще больше артикулируется, обретает конкретное, реальное лицо. Этот мрак я срочно переключаю, если случается смотреть телевизор, и зажмуриваюсь, видя его на улице. "Derevni.net" - редкий случай, когда меня дергает за живое, а не воротит от попытки задокументировать в искусстве пиздецовую русскую жизнь.

Про обсуждение.
То, что творилось на обсуждении показательно дополнило спектакль. После того, как какой-то обыватель буквально блажил, рычал и плевался в микрофон про "убрать мат со сцены!" и тп, только здравый смысл в лице Угарова встал и отреагировал на этот бред, остальные ползала радостно хлопали, как обезьяны, которых приучили что в театре надо хлопать чуть не после каждого монолога. 90% зала - люди с Алтая, пришедшие "поддержать" земляков бурными аплодисментами - это объяснило мое удивление по поводу того, почему зал вел себя так живо и бурно от начала и до конца. (Я этим нисколько не хочу умалить достоинств спектакля! Там на самом деле было чему аплодировать! Но не так фанатично и бездумно.)

Один из авторов "Derevni.net"  говорил о том, что спектакль этот - зеркало реальной жизни, и спросил представителя местной администрации,(конечно посланного проследить за ходом  дела краевого масштаба на фестивале в столице) узнаёт ли тот себя в этом зеркале? Представитель власти (что-то типа замглавы по культуре Курьинского района) на этот вопрос стал нести официозную чушь про про то, мол, вот какие мы молодцы, вот какой у нас там, на Алтае патриотический театр!

Я не выдержала и высказалась, о том как мне, черт возьми, жаль, что ни зритель, ни администрация в Алтайском крае не способны увидеть в этом зеркале свое убожество. О том, что спасибо за то, что донесена трагедия. Толстый усатый представитель представителя местной власти, залепетал в микрофон что-то про то, что у нас там, конечно, не трагедия, мол девочка не знает, что говорит. Еще бы, рядом же стоял его, уже обиженный на Угарова, начальник...

Одной фразой в конце был для меня выражен весь *** провинциального театра в нашей стране: "После Золотарей-то ничего не остается!" Хотя произносилась она героем любящим землю в адрес жаждущих наживы золотодобытчиков, перекличка с ситуацией в Алтайской драме (случайно ли?) прозвучала слишком явно. После того, как местная власть за попытку делать что-то настоящее изгонит всех Золотарей из краевого театра, там останется только тщательное прикрывание искусства патриотизмом и камедиклабом.