"Транспортные" чиновники раздавали пассажирские маршруты без конкурса

март 22, 2011

Мэрия Барнаула отреагировала на претензии прокуратуры, которая выявила серьезные нарушения и коррупционную составляющую при распределении автобусных маршрутов между перевозчиками. Проверка показала, что в 2010 году из 62 договоров на обслуживание маршрутов 60 были заключены без конкурса. А единственный конкурс проведен с нарушениями.

Глава администрации Игорь Савинцев на прошлой неделе проинформировал прокурора Барнаула Вячеслава Рехтина о готовности устранить все выявленные нарушения. Также г-н Савинцев доложил о дисциплинарных мерах: Олегу Юдину, зампреду комитета по транспорту, организации дорожного движения и связи, объявлен выговор, двоим сотрудникам сделаны замечания. Об ответственности председателя комитета Николая Долженко ничего не сообщается. А с уволенного в январе "транспортного" вице-мэраВладимира Зубова уже ничего не спросишь.

Положение о проведении конкурсного отбора перевозчиков было утверждено Владимиром Колгановымв июне 2009 года. Документ, основанный на нормах федерального и краевого законодательства, был направлен в том числе и на развитие конкуренции на рынке. Положение предусматривает, что все договоры с автопредпринимателями заключаются на конкурсной основе. Без конкурса маршрут можно получить в исключительных случаях, причем на срок не более года.

В 2010 году прошел лишь один конкурс. У Сергея Писарева, депутата Гордумы и члена конкурсной комиссии, своя предыстория: "Ко мне в 2009 году обратились пассажироперевозчики, у которых заканчивались договоры на обслуживание маршрутов. При этом мэрия конкурс на них не готовила и не объявляла. Я обращался в комитет по транспорту, но внятных ответов не получил. Тогда Людмила Зубович, в то время председатель Гордумы, пригласила Николая Долженко. После чего конкурс был объявлен и проведен".

Конкурс прошел в марте. По данным Ольги Бодрягиной, старшего помощника прокурора Барнаула, в ходе процедуры был допущен ряд нарушений. Во-первых, протокол подписывали лица, членами комиссия не являвшиеся. Во-вторых, в итоговых документах отсутствуют результаты голосования. В-третьих, участники не приложили к заявкам необходимые документы. Есть и другие огрехи.

По итогам конкурса 21 маршрут (единым лотом) на 10 лет получила компания "БарнаулПассажирТранс" ("БПТ"). Ее возглавляетВалерий Касплер, депутат Гордумы и член конкурсной комиссии. При этом, установила прокуратура, компания "БПТ" не имела программы развития на 10-летний срок, соответственно не могла претендовать на столь длительные договоры. Отметим, что "БПТ" была единственным претендентом на данный лот.

На второй лот (маршрут № 57) было два претендента. Одному из них комиссия отказала в допуске на конкурс. Прокуратура в данном случае усмотрела коррупционную составляющую: в положении о конкурсе не описаны основания, по которым претенденты не допускаются к процедуре, "что позволяет произвольно принимать решение по собственному усмотрению".

С остальными маршрутами в 2010 году все было проще. 60 договоров заключены или продлены без конкурса. Причем шесть маршрутов перевозчики получили на 10 и более лет. В материалах прокуратуры фигурируют компании "ЧерМан", "ДолКомАвто", "Барнаул-Авто", "Топ-Авто" и т. д.

Чем руководствовался транспортный комитет? На прошлой неделе в мэрии не смогли ответить на этот вопрос. "Вопросы сейчас надо задавать бывшему вице-мэру Владимиру Зубову и Николаю Долженко. Причем сделать это должна прокуратура", — считает Сергей Писарев.

Перевозчик Олег Бесчастный высказывается более жестко: "Это делалось потому, что имеется личная заинтересованность компании, с которой заключили договор, а также материальная заинтересованность того, кто заключает договор". По мнению г-на Бесчастного, "если бы маршруты распределялись по конкурсам, сейчас расстановка сил на рынке на 30% была бы иная".

Другие участники рынка менее категоричны. "Администрация продлевала договоры с теми компаниями, у которых есть долгосрочные программы инвестирования. Договоры продлевались на сроки действия программ, — говорит Валерий Леонов, гендиректор компании "Евробус", председатель "Барнаульского городского общества автопредпринимателей", член конкурсной комиссии. — Наша компания за два года приобрела в лизинг 10 новых автобусов "Скания". Стоимость каждого из них — от 7 млн. рублей. Поэтому инвестору нужны гарантии". По мнению г-на Леонова, заключение длительных договоров для мэрии является одним из вариантов выполнения программы по обновлению по­движного состава.

Сергей Гриднев, руководитель компании "Солгри", приводит исторический факт: "Придет дядя со стороны с деньгами, купит технику. А потом маршруты бросит. Это мы, перевозчики, работающие по 10–15 лет, уже видели. Вспомните, например, приход синих "китайцев". Где они сейчас? И где их владельцы?"

По данным газеты "Ваше дело", в 2011 году мэрия планирует провести конкурс. Его сроки и параметры пока неизвестны. В свою очередь, прокуратура вправе обжаловать в суде все договоры, заключенные с нарушением установленного порядка. "В случае удовлетворения судом заявлений прокуратуры перевозчики не смогут обслуживать маршруты", — прокомментировали в юридическом центре "Де-Конс". Здесь также уточнили, что за каждый выход на линию без договора перевозчикам будет грозить штраф в размере до 100 тыс. рублей. Поэтому, считают в "Де-Консе", "в настоящее время наиболее целесообразным является проведение нового конкурса и заключение договоров, соответствующих требованиям законодательства".

P.S.

Ответ начальника пресс-центра администрации Барнаула Михаила Губина от 21.03.2011г.:

По словам заместителя главы администрации города А.Воронкова, администрацией города приняты к сведению доводы представления прокуратуры г.Барнаула об устранении нарушений законодательства о транспортной безопасности.

Принято решение о проведении в текущем году конкурсной процедуры в отношении названных маршрутов. Сроки проведения конкурса будут определены распоряжением администрации города.

Общая сумма субсидирования городским бюджетом пассажироперевозчиков в 2010 году составила 153,8млн. рублей. Основная часть этих средств пошла на поддержку муниципального электрического транспорта, остальная на работу социально-значимых маршрутов, в том числе сезонных садоводческих.