март 22, 2011
Рынок наружной рекламы Барнаула, на первый взгляд непрофессионала, развивается быстро, активно и динамично. Но параллельно прогрессируют и проблемы в этой сфере. Засилие рекламных щитов и конструкций на городских улицах, бесконтрольность со стороны госструктур и самого рекламного сообщества, слабое качество продукта — вот основные недостатки местного рынка наружной рекламы. Как можно их эффективно исправить? Эту тему обсуждали участники "круглого стола" "Облик города и наружная реклама", прошедшего 11 марта в издательском доме "Алтапресс" по инициативе комитета по рекламе АлтТПП.
Барнаульская гордума установила новые правила для желающих разместить наружную рекламу.
Олег Богданов
Интересная деталь: на "круглом столе" было замечено, что сегодня никому неизвестно, сколько именно конструкций наружной рекламы размещено в Барнауле. И это при том, что рынок "наружки" один из самых развивающихся в городе, на нем есть сильные игроки даже федерального уровня. К сожалению, как отметил Сергей Боженко, бывший главный архитектор Барнаула, в городе наблюдается типичный "рекламный свинарник". Эту метафору впервые он употребил несколько лет назад, но она к месту и сегодня.
По словам Ирины Хомутовой, исполнительного директора Барнаульского представительства компании Gallery, значительное число уличных вывесок, принадлежащих рекламирующимся компаниям, не прошли регистрацию. Для прохождения всех этапов процедуры регистрации нужны время (а клиент, как известно, ждать не любит) и деньги (госпошлина за разрешение на год составляет 3 тыс. рублей). Конечно, как правило, без регистрации размещаются мелкие операторы рынка и частные предприниматели. Но своей "работой" они наносят серьезный ущерб внешнему виду города: бьющая в глаза реклама на балконах, перекрашенные фасады на Ленинском проспекте — хотя у каждого здания есть официально заверенный паспорт. Еще один яркий пример бесконтрольности — улица Толстого, которая сегодня напоминает скорее скопище объявлений и вывесок, нежели историческое место города. Аналогичная ситуация складывается возле стадиона "Локомотив".
Есть, конечно, и положительные примеры outdoor-индустрии в Барнауле. Это удачно вписанное в архитектурный ландшафт внешнее оформление ресторана Velvet или новые остановки на проспекте Ленина. Примеров можно привести много. Но их недостаточно по сравнению с остальным массивом рекламы. Участники "круглого стола" пришли к общему выводу, что в городе можно навести порядок при наличии на этом рынке четких и для всех обязательных "правил игры", соблюдение которых будет контролироваться местным органом власти. "Сегодня проблема не в плохих рекламщиках, — справедливо заметил Алексей Холоднов, директор рекламной группы "Продвижение". — Нам не хватает специального комитета, отдела, департамента или другого органа, который бы занимался контролем рынка наружной рекламы Барнаула".
Создание таких комитетов — распространенная практика. В Томске уже не первый год работает комитет городского дизайна и рекламы, который контролирует рынок в городе (он выдает разрешения на установку конструкций, занимается демонтажем незаконно размещенной рекламы или рекламы, не отвечающей требованиям безопасности), а также несет ответственность за эстетический вид городской среды. "Поэтому в Томске с наружной рекламой и внешним видом города все в порядке, — продолжает г-н Холоднов. — А в Барнауле 80% всех рекламных конструкций небезопасны. Мы можем подойти к рекламному щиту, дотронуться до него рукой, и нас ударит током. У половины рекламных компаний в штате отсутствует аттестованный электрик".
Нельзя сказать, что мэрия не предпринимает никаких шагов к улучшению ситуации: еженедельно КамАЗами вывозятся незаконные рекламные конструкции. А демонтаж одного щита 3х6, по словам экспертов, обходится в 30 тыс. рублей. Но что удивительно — деньги на демонтаж берутся из городского бюджета. При этом такой статьи бюджетных расходов нет.
Уповать на изменение Федерального закона "О рекламе" (такие предложения также были высказаны на "круглом столе") в целях наведения порядка не стоит. Но поправки законодательства даже на местном уровне значительно изменили бы ситуацию. О сохранении единого архитектурного облика города и дополнительном согласовании конструкций на зданиях-памятниках говорится давно. Очистить город от не подходящей по этим параметрам рекламы попробовали в 2005 году. Но эффект был не слишком велик: из заметных объектов исчезла реклама со стен ЦУМа и здания на пр. Красноармейском, 4, выходящего на Демидовскую площадь. В правилах 2008 года конкретных требований к облику конструкций по-прежнему не было.
Три года назад у операторов рынка появился специализированный орган — Общественный совет по наружной рекламе при администрации города. В него вошли крупные операторы, архитекторы и представители администрации. Одним из первых шагов совета стало выявление незаконно размещенной наружной рекламы. Итоги чистки были представлены в краевой администрации. Так, в ходе мониторинга на ул. Толстого было выявлено, что из 196 размещенных на ней рекламных конструкций только шесть обладают всей необходимой документацией.
В декабре прошлого года Барнаульская гордума установила новые правила для желающих разместить наружную рекламу. Согласно документу, "рекламные конструкции не должны нарушать архитектурно-художественный облик города, должны гармонично вписываться в элементы архитектуры и внешнее благоустройство улиц, площадей, зданий и сооружений, а также элементы озеленения и цветочного оформления города". Под запрет попали объекты, которые мешают пешеходам, уборке улиц и тротуаров, выкашиванию травы. По этим правилам предъявляются и более жесткие требования к рекламе на зданиях, относящихся к памятникам архитектуры, истории и культуры. Теперь место размещения такой рекламы нужно согласовывать с НПЦ "Наследие".
Главный архитектор города Сергей Черепанов заметил, что сегодня город не готов к войне с рекламой. Поэтому необходимо искать такие точки взаимодействия, при которых и представители власти, и представители бизнеса окажутся в плюсе. Еще два года назад вышеупомянутый совет подсчитал, что только с одной улицы в Барнауле городская казна за счет наружной рекламы могла бы ежегодно пополняться более чем на 250 тыс. рублей. Между тем, по словам Алексея Холоднова, "деньги от наземных конструкций наружной рекламы поступают в краевой бюджет, а город с этого ничего не имеет".
Еще один аспект проблемы — грамотность и этичность наружной рекламы. Новые правила, упоминавшиеся выше, говорят о требованиях к рекламным конструкциям, но не к содержанию рекламы. "В городе царит вопиющая безграмотность как в грамматическом плане, так и в визуальном!" — восклицал на заседании Александр Целовальников, член Союза дизайнеров России, владелец авторской студии графического дизайна. А ведь иметь в штате корректора или просто проверить текст у лингвиста намного дешевле, чем потом платить 30 тысяч за демонтаж.
Еще один заметный факт: в последнее время барнаульская реклама сильно увлеклась и обнаженным женским телом. Она с упоением эротизировала аккумуляторы и тепловое оборудование и даже поддержку предпринимателей. "Наш юридический отдел изучает все макеты, приходящие от компаний, и периодически не допускает к размещению плакаты, которые нарушают требования, предусмотренные ФЗ "О рекламе", — подтверждает Ирина Хомутова. — Недавно отклонили макет, где было использовано практически все, что запрещает закон: реклама алкоголя, наркомании, проституции, игорного бизнеса. После получения отказа в размещении данного плаката авторы проекта искренне удивились".
В Барнауле объявлен конкурс по разработке концепции размещения наружной рекламы "Лицо города". Его цель — качественное улучшение архитектурного облика города в части цветового решения фасадов зданий, размещения рекламных конструкций. В составе жюри — ведущие архитекторы. Основные критерии оценки работ — рациональное использование пространства улиц и площадей при размещении наружной рекламы, сохранение историко-культурного наследия города, улучшение архитектурного имиджа Барнаула. К участию в конкурсе приглашаются творческие коллективы или отдельные авторы. Конкурс проходит с 25 февраля по 22 апреля 2011 года.
В качестве примера: в прошлом году Общественный совет по рекламе Санкт-Петербурга и Ленинградской области впервые провел конкурс "Антиреклама года". Его цель — депопуляризация образцов некачественной рекламы и уменьшение ее количества на улицах города. Претендовала на победу аморальная, безвкусная, неэтичная, неграмотная, неэстетичная и нелепая реклама, которую присылали жители. Они же выбирали победителя путем SMS-голосования. Победившие рекламодатели получили "антипризы": специальные дипломы и "освежители рекламного воздуха".
Дарья Дорогина, Инна Черешнева