март 25, 2011
Дмитрий Медведев посетил Мультимедиа Арт Музей (Московский дом фотографии), где осмотрел выставку современного искусства и встретился с деятелями культуры - молодыми писателями, композиторами, театральными и кинорежиссёрами, певцами, художниками. Речь на встрече шла о государственной поддержке развития современного искусства. Об этом сообщает пресс-служба президента РФ.
Во время беседы президента с известным дизайнером Игорем Гуровичем (арт-директор дизайн-бюро OstenGruppe) развернулась небольшая дискуссия по поводу "недочебурашек", талисманов Олимпиады - не только об их внешнем виде, но и почему эти талисманы будут изготавливать не в России, а за рубежом. Предлагаем ознакомиться с диалогом президента РФ и дизайнера.
И.Гурович: С профессией дизайнера не все так ясно, как с кинематографом или театром, поэтому хотел бы сказать, что происходило последние 25 лет. Романы между государством и профессией были редкие, яркие…
Д.Медведев: Бурные.
И.Гурович: Бурные, да. Касалось это в основном выборов, когда государство говорило: "Караул!" Когда выборов не стало, это стали партийные съезды, потому что зловещие блики зелёные на лице и, собственно, с помощью дизайна их можно убрать. Как только эта проблема была решена, других, в общем, контактов особых и не было, что привело к тому, что за 25 лет демократической России страна осталась в парадигме серпа и молота, автомата Калашникова, матрёшки и шапки со звездой.
Д.Медведев: Икра, водка.
И.Гурович: Да, как материальность.
Обидно, но, собственно, факт. Конечно, не стоит забывать про трёх плюшевых недочебурашек, но я не думаю, что они надолго будут…
Д.Медведев: Это Вы имеете в виду новые олимпийские символы?
И.Гурович: Да. Что я хочу сказать? Собственно, я подошёл к важной вещи - Олимпиада в Сочи. В общем, как-то хочется её расценивать как большую выставку достижений народного хозяйства страны. Ну, хочется. Но будут построены китайцами небоскрёбы, итальянские стулья, даже пепельницы будут китайские. И это, конечно, унизительно.
И в чём, собственно, суть? Дизайну не нужны гранты и помощь, дизайну нужно сопартнёрство. И дальше, собственно, то, о чём говорят все, не понятно, кто внутри государства нам партнёр, в какую дверь-то идти, с кем разговаривать? Нет ни одного человека, который, может сказать: "Я хочу!". Наши сейчас интересы с государством абсолютно совпадают. Государство хочет красивой Олимпиады, и я хочу красивой Олимпиады, и я - партнёр. С кем мне про это говорить? Собственно, это суть многих вопросов…
Д.Медведев: Сейчас Вы со мной говорите.
И.Гурович: Но я же понимаю, что я не могу к Вам с пепельницей прийти… Вы же реки поворачиваете вспять, а я с пепельницей, это же…
Д.Медведев: Нет, Вы знаете, на самом деле мне, во-первых, трудно возражать против того, что окружающий мир на нас очень серьёзно влияет, и это не только то, что является объектом такого высокого духовного творчества, это и то, чем мы пользуемся.
Все мы, так или иначе, смотрим, что говорят и пишут, и в глобальной Сети очень часто можно прочитать о том, что у нас ничего своего нет вокруг. Смысл какой? То есть мы пользуемся практически всем, что нам представляют наши соседи, наши деловые партнёры.
Потребительский мир вокруг нас, он не наш. И это на самом деле действительно грустно, потому что как бы мы ни относились к серпу и молоту, к красной материи, к каким-то другим вещам, но это точно были объекты нашего дизайна, объекты нашего творчества.
Да, они, чего скрывать, лет 25 назад дико раздражали многих, во всяком случае, потому что они доминировали везде, и нам хотелось турецких кресел, китайских тогда не было, американские джинсы, об итальянских не мечтали, и всего остального, что представляла собой благополучная жизнь. Но сейчас мы всего этого достигли, а своего у нас почти нет.
На мой взгляд, ответ на то, о чём Вы говорите, заключается, как ни странно, вот в чём. Это, простите, вопрос вкуса тех, кто что-либо заказывает, начиная от символов Олимпиады и заканчивая окружающими предметами. Все мы, так или иначе, бываем в гостиницах, и очень часто, особенно в наших гостиницах, мы приезжаем, вокруг краны из золота, плитка…
И.Гурович: Это мы в разных гостиницах, Дмитрий Анатольевич.
Д.Медведев: Как раз в приличных гостиницах этого нет, а я говорю о некоторых ведомственных гостиницах, не буду никого обижать, у которых бюджет хороший, а со вкусом очень всё тяжело. В конечном счёте, это зависит от заказчика, и если мы правильно будем себя позиционировать…
Вот Вы говорите про Олимпиаду… Какие проблемы в том, чтобы какие-то аксессуары Олимпиады, в широком смысле этого слова, заказать у наших дизайнеров, а не привлекать иностранцев? Да никаких.
И.Гурович: Дмитрий Анатольевич, на самом деле есть мировой опыт, это всегда государственная воля, поднятие индустрии внутри страны - это не частный бизнес, это всегда государственная воля.
Д.Медведев: Я согласен, но государство в целом свою позицию формулирует, вот даже сейчас, сидя в этом зале, я говорю о своей позиции, но это и есть государственная позиция. Понимаете, у нас же всё-таки не централизованное государство сейчас, а вполне децентрализованное, что бы там ни говорили.
И когда, допустим, те или иные объекты заказываются на Олимпиаду, ведь там сейчас строятся, мы говорим о гостиницах, я думаю, что в общей сложности в Сочи и на Красной Поляне будут построены сотни отелей, начиная от 2-3-звёздочных и заканчивая самыми высокими.
По каждому отелю там индивидуальный заказчик, государство это же не координирует. Государство выдало заказ, вот мы думали, как привлечь строителей на эту Красную Поляну, потому что там есть свои сложности технологические, потом определились, каждый из них выбирает и собственный дизайн, и всё остальное.
Я сейчас туда езжу, на лыжах когда катаюсь, смотрю, что-то мне нравится, что-то мне категорически не нравится, но повлиять на это не очень легко. Хотя, конечно, такой мейнстрим обозначить - это правильно, если хотите, я его уже сейчас обозначил. Скажу об этом людям, которые за Олимпиаду отвечают.
И.Гурович: Скажите, пожалуйста.
Д.Медведев: Хорошо, договорились.