март 30, 2011
На сайте altapress.ru в рамках открытых интернет-дискуссий продолжается обсуждение вопросов взаимодействия и коммуникации бизнеса, общества, СМИ и государственной власти в Алтайском крае.
Отсутствие развитой партийной системы, демократических традиций, недозрелая политическая культура влияет и на гражданскую активность. На мой взгляд, в 2010 году гражданская активность выросла. Есть теория британского философа Гелмера, он считает, что гражданская активность повышается в период кризисных явлений. У нас гражданская активность в период кризиса проявлялась своеобразно: в острой фазе кризиса, в 2008-2009 гг. мы наблюдали скорее ее снижение, люди погрузились в решение частных проблем, а всплеск активности совпал с первыми признаками некоторого преодоления кризиса. Люди поняли, что накопились серьезные проблемы; объединились обманутые дольщики (результатом стала более интенсивная работы над подготовкой краевого закона по защите прав участников долевого строительства), более активны стали в защите свих жилищных прав – краевая ассоциация товариществ собственников жилья. Стало больше протестных акций. И социологи отмечают повышение протестного потенциала и готовности отстаивать свои гражданские права. Для эффективности гражданского общества нужен высокий уровень самоорганизации и развития коммуникаций. Не понравилось части общественников, как была сформирована Общественная палата – и тут же появились еще две группы общественников, заняли свою нишу в представительстве общественных интересов. В целом в последнее время гражданская активность была выше политической, это свидетельствует в том числе и о слабости партийной системы.
Гражданская активность часто тождественна протестной активности и чаще всего проявляется там, где происходит нарушение гражданских прав или вокруг решения какой-то проблемы. Пример: общественная организация рыболовов края выступили с инициативой ограничить использование браконьерских китайских сетей, им удалось привлечь к обсуждению и решению проблемы Общественную палату, представителей власти, СМИ. Другой пример – в Ребрихинском районе общественная организация попробовала отработать модель повышения гражданской активности, в итоге был создан клуб по интересам по решению бытовых проблем села. При управлениях администрации края были созданы Общественные советы. Об эффективности работы этих советов говорить пока преждевременно, но власть таким образом пытается привлечь общество к решению задач, стоящих перед этими ведомствами и повысить прозрачность их деятельности. Такие не очень, на первый взгляд, значительные ростки проявления и развития социальной активности очень важны.
В целом результативность таких обращений недостаточно высока, - это говорит о недостаточной развитости гражданского общества. Решение этой проблемы – задача не одного года и даже десятилетия. Но рост в этом направлении все-таки есть.
Люди не очень готовы к тому, что им нужно самим чего-то добиваться. У нас сохраняется привычка жить за счет государства. И государство этой пассивностью со своей стороны пользуется, и человек вроде бы как ничего особенного не делает, но что-то там получает. Социальная активность есть у наших автомобилистов. У большинства же населения края она нулевая.
Что касается успешных примеров взаимодействия власти и общества, то я бы привела пример проектов "Ротари-клуба": это не российская инициатива, привнесенная на нашу почву, но в рамках этих проектов такое взаимодействие есть. В большинстве благотворительных проектов, реализованных за последний год в крае, инициатива исходила скорее сверху, от власти, а не от общества. Ярких успешных примеров, где инициатива шла бы от граждан, а затем была поддержана бизнесом, и может быть, властью, я не припомню.