апрель 2, 2011
На вопросы ответил председатель Общественного совета по развитию предпринимательства при губернаторе Алтайского края Николай Николаев. Он подчеркнул, что построение эффективного диалога между бизнесом и властью — процесс неизбежный, если все мы хотим добиться главной цели — активного социально-экономического развития региона.
Николай Николаев.
Дмитрий Кудрявцев
— Николай Николаевич, одним из основных направлений деятельности возглавляемого вами совещательного органа является взаимодействие с органами власти Алтайского края по вопросам государственной поддержки предпринимательства. Как вы оцениваете характер такого диалога?
— Если коротко, то диалог с краевой властью содержателен, конструктивен и имеет хорошие перспективы. А если чуть шире, то диалог крайне необходим и не имеет другой альтернативы. В первую очередь по причине участия государства в большей или меньшей степени практически во всех сферах жизни общества и человека.
Я бы отметил, что особенностью современного государственного и экономического устройства страны и края является модель жесткого вертикально ориентированного бюджетного, организационного, социального построения. Если в 1990-е годы роль государства в обществе была сведена к минимуму, то в настоящее время она значительна, и на порядки возрастает необходимость установления диалога с государственными структурами.
Малый и средний бизнес является основным носителем рыночных отношений и вместе с тем нуждается в серьезной поддержке государства. Ведь государственные монополии и крупнейшие компании имеют заведомо высокие конкурентные преимущества. Малый бизнес, имеющий региональную прописку, несет огромную социальную нагрузку, дает работу, уплачивает местные налоги, насыщает рынки товарами. И он вправе рассчитывать на внимание федеральных, региональных и муниципальных властей. При этом нужно учитывать, что настроения в обществе по организации собственного дела далеко неоднозначны. Занятие предпринимательством уже не является приоритетным у молодежи. В ходу другие ценности и ориентиры. Например, стать государственным служащим, попасть на работу в контролирующие структуры. Далеко не каждый способен рискнуть, завести дело, взять кредиты, наладить систему производства и сбыта.
У нас в крае насчитывается более 100 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса, они дают работу третьей части экономически активного населения. Они каждый день сталкиваются с проблемами, решать которые обязаны как власть, так и общественные объединения предпринимателей. Губернатор очень точно определил формат взаимодействия с бизнесом как диалог, основанный на стремлении не только говорить и слушать, но и действовать. Отсюда предназначение нашего совета — площадки для диалога, экспертизы, выработки конструктивных предложений и реализации государственных программ поддержки малого и среднего бизнеса.
Такая форма наряду с уже сложившимися позволяет бизнесу не просто обозначать проблемы, давать оценки действиям властей всех уровней, но и налагает обязательства по выработке рецептов здоровой экономики, ведению социально ответственной деятельности.
— Какие предложения предпринимательского сообщества удалось реализовать через площадку Общественного совета в 2010 году, а какие нет?
— В составе Общественного совета представлена вся палитра предпринимательского сообщества: от субъектов малого и среднего бизнеса до их объединений. Повестки наших заседаний определяются самими членами совета и затрагивают ключевые вопросы экономики и социального устройства края.
Проблемы, с которыми сталкивается бизнес, общеизвестны: это высокие административные барьеры, низкая кредитная обеспеченность, недостаток инвестиций, постоянно меняющиеся тарифные и налоговые режимы, слабая законодательная база, стимулирующая развитие бизнеса, и другие. Очевидно, что сейчас недостаточно знать эти проблемы и говорить о них. С последним, кстати сказать, у нас в крае все в порядке. Деятельность Алтайского союза предпринимателей, делового сообщества на краевом и региональном уровне, собрания, встречи, "круглые столы", освещение в прессе — все это в совокупности не дает властям почивать на лаврах. И это правильно.
Сегодня на первый план следует выдвинуть тезис о совершенствовании законодательной базы, создании мощной инфраструктуры поддержки бизнеса, эффективного использования возможностей государства для развития бизнеса, продвижения продукции, создания хорошего инвестиционного климата, инновационных производств, модернизации. Настал момент, когда нужно этим заниматься не вообще, а конкретно с каждым субъектом предпринимательства.
Скажете — "фантастика", "нереально". Да, на первый взгляд. Ведь сегодня всех охваченных господдержкой не более 5%. Но давайте определимся, кому и какая поддержка нужна. Выделим приоритеты. Собственно, этим мы в совете сейчас и занимаемся. В 2009–2010 годах внимание было сосредоточено на проблемах эффективности мер господдержки, в частности, инфраструктуры.
Усилиями членов совета и отраслевого управления были созданы краевые финансовые институты поддержки предпринимательства — Гарантийный фонд и Фонд микрозаймов. Совет утвердил концепцию Краевого центра поддержки малого и среднего бизнеса с сетью информационно-консультационных центров, под его контролем была выстроена система.
Жизненно важные вопросы земельных отношений, создания новых производств внедрения энергосберегающих технологий, незаконного предпринимательства, создания инвестиционной модели поселений и ряд других обрели реальное воплощение в виде нормативных документов. Найдена эффективная форма реализации решений совета через утверждение губернатором перечня поручений с обязательным исполнением для краевых управлений и ведомств.
Зачастую губернатор бывает более радикален в постановке вопросов, чем сами члены совета, когда речь заходит о развитии приоритетных направлений экономики и социальной жизни края. По инициативе Александра Богдановича Карлина в рамках совета были подписаны соглашения о сотрудничестве между администрацией края и крупными федеральными и региональными банками, определены приоритеты в области кредитования субъектов малого и среднего бизнеса.
Законопроекты и целевые программы, касающиеся развития предпринимательства, в обязательном порядке рассматриваются в совете и зачастую меняют свои первоначальные параметры после серьезного обсуждения. Нам удалось детально исследовать проблемы незаконного предпринимательства в разрезе муниципалитетов. Материалы наших заседаний становятся программными для советов на местах.
Нам, к сожалению, не удалось довести до практического решения создание Фонда прямой финансовой поддержки малых предприятий, центров коммерциализации инновационных проектов.
— Насколько сегодня предпринимательское сообщество, на ваш взгляд, последовательно и консолидированно в представлении своих интересов?
— Этому вопросу мы посвятили специальное заседание Общественного совета. В результате пришли к выводу, что объединения несут конструктивный заряд, объединяют значительную часть бизнеса и выражают их интересы. Стоит задача скоординировать их усилия. Дать возможность быть услышанными и направить их энергию на решение конкретных вопросов бизнеса.
Планы и возможности краевого Союза предпринимателей, Алтайской торгово-промышленной палаты, Союза фермерских хозяйств, региональных отделений "ОПОРА России", "Деловая Россия", отраслевых объединений получают поддержку и развитие на площадке совета. В этом году по инициативе совета вводятся в практику ежемесячные рабочие встречи с вице-губернаторами, тематические совещания с губернатором с сохранением прежних форм взаимодействия власти и бизнеса.
— На последнем заседании совета в декабре прошлого года вы говорили о необходимости усиления работы с муниципальными общественными советами. Как это предполагаете сделать?
— Бизнес оперирует на конкретных территориях, и зачастую от взаимопонимания муниципальной власти и предпринимателей зависят деловой климат, развитие предпринимательской активности, социальная ответственность работодателей. И вот здесь очень много нерешенных проблем. Слишком часто встречаются примеры их отнесения к полномочиям федерального и краевого центров.
Считаю, что упор нашей работы надо сместить в муниципалитеты и приземлить наши инструменты поддержки через принятие специальных муниципальных программ, через создание в городах и районах сети территориальных центров поддержки бизнеса с возможностями прямого оказания финансовой, организационной, правовой поддержки.
Бюджеты территорий в основном формируются за счет земельного налога, налоговых платежей бизнеса и бюджетных трансфертов. Власть и бизнес на местах, на мой взгляд, должно объединить одно — забота о развитии производства, сферы услуг и потребления, что решает проблему занятости населения. И возможности для решения этих задач сейчас имеются, важно использовать то, что предоставляется федеральной и региональной властью. Но прямо скажу, здесь мы в самом начале пути. В 2011 году нам с Общественными советами при главах муниципальных образований предстоит совместно учиться, организовывать инфраструктуру и эффективно использовать ее возможности.
— Какие вопросы в этом году будут находиться в центре внимания Общественного совета?
— Приоритетными в 2011 году станут вопросы организации самозанятости населения, развития инфраструктуры поддержки бизнеса, включения бизнеса в реализацию инвестиционных проектов, краевой программы "75х75", инноваций и модернизации, молодежного предпринимательства, координации усилий бизнес-объединений.
Личное участие губернатора, вице-губернаторов, руководителей федеральных и краевых структур, глав муниципалитетов, законодательных органов делают совет действительно уникальной площадкой для диалога бизнеса с властью. И моя задача, задача членов совета — максимально эффективно использовать эту возможность.
— Как связаны изменения в составе Общественного совета, состоявшиеся в этом году, с задачами, которые предстоит решить совещательному органу?
— Изменения в составе произошли в строгом соответствии с положением о совете. Губернатор края формирует состав совета и ежегодно производит его ротацию. Считаю, что это весьма полезно. Членство в совете — это не только почетная должность, а предоставление возможности реализовать свой потенциал социально активного гражданина в деле организации диалога власти и бизнеса.
Безусловно, ротация предполагает введение в состав совета специалистов по приоритетным направлениям. Так, в нынешний состав введены специалисты инновационного развития экономики края, науки и бизнеса, молодежного предпринимательства, бизнесмены из приоритетных отраслей: перерабатывающей, пищевой, строительной промышленности. Им предстоит принять активное участие в реализации планов совета на 2011 год.