апрель 3, 2011
Предлагаем вниманию читателей обзор актуальных законодательных изменений, которые будут полезны в предпринимательской деятельности. Обзор подготовлен специалистами Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры.
Инновационные предприятия при государственных и муниципальных вузах могут стать арендаторами имущества этих вузов без проведения конкурсов или аукционов. Данное нововведение определено Федеральным законом от 01.03.2011 № 22-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции".
Заключить договор аренды с такими предприятиями без проведения требуемых антимонопольным законодательством конкурса или аукциона можно при условии, что эти предприятия являются хозяйственными обществами, созданными самими вузами, и их деятельность заключается в практическом применении результатов интеллектуальной деятельности, право использования которых внесено в качестве вклада в их уставные капиталы. Договором аренды должен устанавливаться запрет на сдачу имущества арендаторами в субаренду, безвозмездное пользование, в залог, а также на передачу прав и обязанностей по договору аренды другим лицам.
Порядок и условия заключения указанных договоров аренды должны быть определены правительством Российской Федерации. Правительству также предоставлено право устанавливать иной порядок определения размера арендной платы за аренду имущества государственных научных организаций, учрежденных РФ, отличный от общего порядка, установленного Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" (в соответствии с этим законом размер арендной платы за аренду имущества указанных научных организаций не должен быть ниже среднего размера арендной платы, обычно взимаемой за аренду имущества в данной местности).
Приказом Минфина РФ от 08.11.2010 № 144-н упрощен порядок ведения бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.
В частности, внесены дополнения в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету, в том числе: ПБУ 9/99 "Доходы организации", ПБУ 10/99 "Расходы организации", ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности", ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений", ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам", ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда", ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности".
Так, субъектам малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, предоставлено право признавать выручку по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков), даже если право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) не перешло от организации к покупателю или работа не принята заказчиком. Ранее при несоблюдении данного условия в учете организации признавалась кредиторская задолженность, а не выручка. Все расходы по займам такие организации вправе признавать "прочими расходами" (по общему правилу часть таких расходов подлежит включению в стоимость инвестиционного актива).
Кроме того, указанным субъектам малого предпринимательства разрешено не применять ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности" и ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда". Установлено, что новые правила подлежат применению при составлении годовой бухгалтерской отчетности за 2010 год.
Разъяснен порядок отражения в налоговой декларации расходов на уплату страховых взносов. Данные разъяснения изложены в письме Федеральной налоговой службы РФ от 03.03.2011 № КЕ-4-3/3396@ "О порядке заполнения налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения".
Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" с 1 января 2010 года расширен перечень страховых взносов, которые учитываются при исчислении единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. К таким расходам отнесены платежи: на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Сообщается, что до утверждения новой формы налоговой декларации указанные платежи следует отражать в следующем порядке:
— при выборе объекта налогообложения "доходы минус расходы" по строке 220 "Сумма произведенных расходов за налоговый период" раздела 2 декларации;
— при выборе объекта налогообложения "доходы" по строке 280 "Сумма уплаченных за налоговый период страховых взносов..." раздела 2 декларации.
В настоящее время действующая форма налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, утверждена Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.06.2009 № 58-н.
Законодательно устранена возможность двойного налогообложения доходов физических лиц в виде страховых взносов, атакже страховых выплат по договорам добровольного пенсионного страхования.
Данные поправки закреплены Федеральным законом от 07.03.2011 № 24-ФЗ "О внесении изменения в статью 3.1 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ".
До 1 января 2008 года в налоговую базу по НДФЛ включались суммы страховых взносов по договорам добровольного пенсионного страхования работников, если указанные суммы вносились за физических лиц из средств работодателей. При этом освобождались от налогообложения доходы, полученные в виде страховых выплат по таким договорам.
После 1 января 2008 года правовое регулирование налогообложения указанных сумм изменилось. Теперь налогообложению НДФЛ подлежат выплаты по договорам добровольного пенсионного страхования, и освобождаются от налогообложения доходы в виде страховых взносов.
При этом в некоторых случаях создавалась ситуация, когда НДФЛ уплачивался дважды: сначала с сумм страховых взносов, уплаченных работодателем (согласно законодательству, действовавшему до 1 января 2008 года), а второй раз с сумм страховых выплат (согласно законодательству, действовавшему после 1 января 2008 года).
В связи с необходимостью устранения двойного налогообложения указанных сумм соответствующие изменения внесены в Федеральный закон от 24.07.2007 № 216-ФЗ.
С 1 января 2011 года предельная база для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды составляет 463 000 рублей.
Постановление правительства РФ от 27.11.2010 № 933 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2011 года" устанавливает, что предельная величина базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, предусмотренная Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", подлежит индексации в 1,1164 раза с учетом роста средней заработной платы в РФ и составит в отношении каждого плательщика сумму, не превышающую 463 000 рублей нарастающим итогом с 1 января 2011 года.
Положение касается лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями.
С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих эту сумму, нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются.
Хорошие темпы роста
В 2010 году на малых предприятиях Алтайского края произошло улучшение основных показателей деятельности.
Темп роста среднемесячной заработной платы одного работника малого предприятия, по данным Алтайкрайстата, составил 130,7% к уровню 2009 года. По экономическим видам деятельности наибольший рост наблюдается у хозяйствующих субъектов, осуществляющих добычу полезных ископаемых, — в 2,3 раза, производство пищевых продуктов — в 1,8 раза, строительство — в 1,9 раза.
В 2010 году темп роста инвестиций в основной капитал малых предприятий составил 152,3% к аналогичному периоду прошлого года. Наибольший рост инвестиций также наблюдается в обрабатывающих производствах и строительстве. В структуре объема инвестиций малых предприятий наибольшая сумма приходится на сельское хозяйство — 50,8%, 27% от общей суммы приходится на обрабатывающие производства.