апрель 4, 2011
Многочисленные слухи о возможном поглощении крупной розничной сетью "Мария-Ра" (оборот в 2010 году — более 25 млрд. рублей) небольших региональных операторов широко обсуждались на прошлой неделе. Ажиотаж вызвала информация о смене вывесок "Раздолье" и "Тереза" на "Мария-Ра" в ряде барнаульских магазинов. Пока одни участники рынка предлагают не делать поспешных выводов, другие считают, что сам факт передачи магазинов говорит не в пользу их владельцев.
Бывший магазин "Ярославна" стал магазином "Мария-Ра".
Наталья Лапина
Как стало известно, "Мария-Ра" получила в аренду четыре магазина, принадлежащих сети "Раздолье", бывшую площадку сети "Тереза", а также приобрела в собственность магазин в Горно-Алтайске, принадлежавший новосибирской компании "Новые торговые системы". Это подтвердили и в "Мария-Ра". В сети "Тереза" сразу оговорились, что слухи о продаже являются беспочвенными.
Мы ушли с данной площадки, поскольку магазин там полгода работал в убыток. Вокруг открылось много супермаркетов, в их числе "Холидей" и "Мария-Ра". После нашего ухода собственник сдал площадку в аренду "Мария-Ра". Мы по-прежнему развиваемся, рассматриваем варианты открытия трех магазинов в ближайшие полгода.
Гендиректор "Раздолья" Владимир Шпенглер рассказал, что решение о передаче нескольких магазинов в аренду компании "Мария-Ра" принимал не он, а руководство "Барнаульского молочного комбината" (ему принадлежит сеть). Генеральный директор комбината Александр Балушкин уточнил, что речь идет о совете директоров, в который он не входит.
"Для меня это удар. У нас не было убыточных магазинов. Сокращение количества объектов сети ведет к снижению товарооборота. Мы становимся менее привлекательными для поставщиков", — сказал г-н Шпенглер. Он также отметил, что финансовое состояние компании не ухудшилось. Арендная плата по фиксированной ставке пойдет на развитие сети "Раздолье". "Сейчас мы интенсивно ищем площади для покупки и аренды, в течение месяца открываем магазин на ул. Малахова, затем — в Новых Зорях. Ведутся переговоры с двумя собственниками об аренде помещений", — продолжил Владимир Шпенглер.
Коммерческий директор "Мария-Ра" Денис Дьяков на вопрос, как сети удалось договориться об аренде магазинов, ответил: "Если обе стороны достигают договоренности, то она является взаимовыгодной". Один из игроков рынка поделился с "ВД" предположением, что до конца года "Раздолье" может полностью перейти под вывеску "Мария-Ра". "Если сеть отдала часть магазинов, то это уже говорит об эффективности ее работы", — сказал собеседник.
Не менее оживленно на рынке обсуждают возможную покупку сетью "Мария-Ра" алтайских магазинов компании "Новые торговые системы". Речь идет о бывших "Пятерочках" и "Патэрсонах", которые теперь работают под марками "Универсам" и "Супермаркет". К 1 апреля "НТС" освободили площадку для "Мария-Ра" в Горно-Алтайске. Таким образом, у "НТС" не осталось ни одного магазина в этом городе. По данным одного из экспертов, положение компании довольно шаткое из-за большой долговой нагрузки, поэтому возможно, что весь комплекс магазинов в Алтайском крае будет продан "Мария-Ра". Тем более что ее всегда интересовали площадки, занятые в Барнауле магазинами "Супермаркет".
В январе Денис Дьяков говорил, что в 2011 году компания ставит перед собой задачу открыть 115 магазинов. К концу прошлого года у "Мария-Ра" их было 273. Приоритетными территориями для развития, как и раньше, компания считает Кузбасс, Алтайский край, Новосибирскую и Томскую области. За I квартал сеть открыла только 12 магазинов, но, как правило, большая часть площадей запускается к концу года. "Я не могу сказать, что в Барнауле мы открываем магазины "дверь в дверь". Расстояние между ними составляет около 500 метров. Если есть спрос, то мы даем этот сервис там, где есть возможность. Мы это делаем только для удобства людей, — подчеркнул г-н Дьяков. — Покупатель становится все более требовательным, и мы должны повышать уровень сервиса. Сегодня никто не хочет преодолевать километровые дистанции, чтобы купить молоко и хлеб. Покупателю мало одного магазина на квартал. Самый удобный магазин "у дома" это тот, в который можно выйти в халате и тапочках".
На алтайском рынке основными конкурентами для "Мария-Ра" продолжают оставаться "Компания "Холидей" (выручка в 2010 году — 23,08 млрд. рублей*) и ТД "Аникс" (выручка в 2010 году — 7,5 млрд. рублей), которые также предполагают активно развиваться на территории края. Так, "Аникс" планирует открыть 40 магазинов, доведя их число до 160 и увеличив товарооборот на 45%. "Холидей" рассчитывает построить в Алтайском крае 60 модульных магазинов формата "дискаунтер". Так что в своих планах "Мария-Ра" не одинока.
* Данные ИД "Коммерсант" (по данным "НГС", выручка группы компаний составила 25,89 млрд. рублей)
Количество магазинов "Мария-Ра" и небольших сетей в Барнауле
99 - "Мария-Ра" (данные на 1.03.2011)
13 - "Тереза" (данные на 1.04.2011)
11 - "Раздолье" (данные на 1.04.2011)
7 - "Универсам" ("НТС")(данные на 1.04.2011)
4 - "Супермаркет" ("НТС") (данные на 1.04.2011)
2 - "Лидер экономии" ("НТС") (данные на 1.04.2011)