апрель 5, 2011
На прошедшем 25 марта в Бийске "Форуме поставщиков и ритейла — 2011. Взаимовыгодное сотрудничество" фигурировала тема объединения небольших региональных сетей в части поставок отдельных видов продукции для снижения ее себестоимости. Формат "закупочного союза" на некоммерческой основе инорегиональным сетям предлагал ТД "Аникс". На федеральном уровне такой союз существует как коммерческая организация. О том, что заставляет сети объединяться, рассказал генеральный директор "Федерального закупочного союза".
Толчок развитию "Федерального закупочного союза" дал "Союз независимых сетей России", куда входят сети, действительно независимые от какого-то внешнего капитала. Сегодня в составе союза 46 сетей, и мы ожидаем, что к концу года их число возрастет до 70. Аналоги закупочных организаций существуют на Западе. Мы изучаем этот опыт, осуществляем его локализацию с учетом российской специфики, создаем дополнительные конкурентные преимущества для членов нашего объединения. В Европе никто не работает в рамках своего единственного магазина, рынок исключил такой бизнес. В то же время частное предпринимательство существует в рамках подобных нашему союзов.
Консолидация в данном случае является залогом поддержания конкуренции и ограничения диктата со стороны крупных сетей. Совместно независимые ритейлеры успешно работают на самом конкурентном в мире рынке — рынке Германии. В частности, показателен опыт сети Edeka , которая состоит из 4,5 тыс. независимых ритейлеров. Такие объединения — это мощный организм, который способен жить в современном конкурентном пространстве и ничего не бояться. Консолидация играет на рынке ключевую роль еще и потому, что любая федеральная сеть, имея миллиардные обороты, совершенно иначе разговаривает с поставщиками. Чтобы региональным сетям вести переговоры с крупными поставщиками на конкурентном уровне, необходимо объединяться.
Наша организация является коммерческой и предоставляет сервис закупки товаров и заказа собственных торговых марок. Акционеры компании являются бенефициарами сетей, входящих в союз, и они учредили новую организацию, чтобы предоставлять общий сервис, но не каждому в отдельности, а всем комплексно. Консолидированный оборот 33 сетей, входящих в "Федеральный закупочный союз", составил $ 1,6 млрд. c 450 тыс. кв. метров торговых площадей. В основном участники союза развивают форматы "у дома" и супермаркеты. Проект, который нас объединяет в большей мере, это развитие частных торговых марок. Все закупочные союзы, существующие на Западе, имеют очень мощную систему производства и закупок частных торговых марок. Также работает проект комплексной закупки овощей и фруктов, алкоголя. Мы работаем над созданием федеральной системы логистики.
Собственными торговыми марками мы начали заниматься в прошлом году. Сегодня в нашем портфеле уже 150 марок в 15 категориях продукции. Обычно поставщик производит товар и его продвигает, а мы используем другой подход — получаем заказ от сетей и дальше размещаем его. У крупнейших производителей система распределения товара работает за счет филиальной сети. Рано или поздно, когда у нас появится своя собственная логистика, мы сможем иначе работать с такими производителями. Нам важно получить от компании самое эффективное решение, а чтобы организовать такую поставку, важен фактор объема.
Есть группы товаров, которые выгоднее заказывать совместно за пределами страны. Существует вариант создания "Сибирского закупочного союза", который будет заказывать от имени сибирских сетей товары под частной маркой, а федеральный союз должен транслировать эти заказы крупным производителям. Создать "Сибирский закупочный союз" пытается сеть "Аникс", и мне кажется, что мы с ними идем навстречу друг другу. Получается матрешка, состоящая из ТД "Аникс" и сформированного вокруг него пула производителей. Часть из них может действовать не только на местном рынке, но и в рамках "Сибирского закупочного союза", чтобы инорегиональные сети могли согласованно размещать заказы на этих предприятиях.