апрель 6, 2011
Поэтапная замена единого налога на вмененный доход (ЕНВД) упрощенной системой налогообложения на основе патента не нравится большинству предпринимателей. Дело не только в гипотетическом росте налогов. С этим еще можно работать, законопроект только внесен в Госдуму. В большей степени опасения вызывает разрушение привычной и понятной системы налогообложения малого бизнеса.
Олег Богданов
Законопроект, который предусматривает полную отмену ЕНВД с 1 января 2014 года, был внесен в нижнюю палату парламента в середине февраля группой депутатов-"единороссов" во главе с первым вице-спикером палаты Олегом Морозовым. Но инициатором реформы наблюдатели называют Министерство финансов РФ. Смысл ее в следующем. Действие ЕНВД будет сворачиваться постепенно. С 2013 года из перечня видов деятельности, которые облагаются ЕНВД, исключат розничную торговлю через небольшие магазины и павильоны (площадью до 150 кв. м), а также услуги общественного питания. С 2012 года для них будут установлены ограничения по числу работников — не более 50 человек. Сейчас на ЕНВД могут находиться компании со средней численностью до 100 человек. Кроме того, с 2012 года спецрежимом не смогут пользоваться предприниматели, оказывающие бытовые, ветеринарные и автотранспортные услуги, хозяева мини-гостиниц, арендодатели помещений и земли под торговые объекты, а также все организации и предприниматели, которые используют труд свыше 15 наемных работников.
Полностью глава Налогового кодекса об ЕНВД (26.3) будет отменена с 1 января 2014 года. С этого момента ЕНВД будет удален из списка специальных налоговых режимов. Вместо него будет принята специальная глава о патентной системе налогообложения. Воспользоваться ею смогут только самые мелкие субъекты предпринимательства — индивидуальные предприниматели с количеством наемных работников не более пяти человек. На патент смогут перейти мелкая розница и общепит, существующие в виде палаток или залов площадью до 10 кв. м. Все остальные организации будут переведены на упрощенную систему налогообложения или общую систему (на их выбор). Патент будет выдаваться на срок от одного месяца до года (на один вид деятельности) и будет действовать в пределах одного региона. Налоговый орган будет обязан в течение пяти дней выдать патент либо уведомить предпринимателя об отказе.
Стоимость патента предлагается установить в размере 6% от потенциально возможного годового дохода (по ЕНВД ставка сегодня составляет 15% от вмененного дохода). Определять этот доход будут, как и в случае с "вмененкой", местные власти. Но при превышении планки выручки в 60 млн. рублей налогоплательщик лишается права применять эту форму налогообложения. Стоимость патента при этом не возмещается. Предприниматели, применяющие патентную систему, смогут нанять до 10 работников и будут освобождаться от уплаты НДФЛ, налога на имущество физлиц и НДС. Виды деятельности, на которые распространят эту разновидность налогообложения, предлагается сократить с 69 до 47.
Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, упразднение ЕНВД позволит увеличить налоговые поступления от "упрощенки" и общего режима. По мнению авторов документа, принятие законопроекта позволит решить ряд проблем, сдерживающих развитие патентной системы налогообложения. К примеру, "устранить конкуренцию с системой налогообложения в виде" ЕНВД. А также повысить заинтересованность муниципальных образований в стимулировании легализации и развития на их территориях предпринимательской деятельности и увеличении за счет этого доходов своих бюджетов.
Большинство представителей малого бизнеса реформой системы налоговых спецрежимов недовольно. По оценкам экспертов, сегодня на ЕНВД работает до 55% представителей малого и среднего предпринимательства, а на обычной системе только 8%. "По сути, мы возвращаемся во времена до вступления в действие спецрежимов, нас отбрасывают на несколько лет назад", — говорит генеральный директор торгового дома "Русская династия" Татьяна Ларина. По заключению общественной организации "ОПОРА России", в данной редакции этот законопроект не может быть поддержан. По мнению общественников, основной удар законодатели наносят по розничной торговле — самому обширному сегменту малого предпринимательства.
Не поддерживают законопроект и оппозиционеры. По мнению депутата Госдумы от Алтайского края (фракция КПРФ) Алексея Багарякова, предприниматели будут вынуждены тратить свое рабочее время и деньги на то, чтобы уйти из ставшей привычной системы. А судам придется нарабатывать новую практику. "Так или иначе, но уже в предлагаемом виде новая система предполагает увеличение количества налогоплательщиков общего режима налогообложения и общее увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. То есть те объекты малого бизнеса, которые сегодня платят меньше, будут платить больше", — констатирует г-н Багаряков.
С другой стороны, у законопроекта есть и плюсы. Например, уходит в небытие многие годы раздражавший предпринимателей коэффициент К2, с помощью которого местные власти задирали налоговые ставки и вокруг которого ежегодно вспыхивали лоббистские войны в муниципальных законодательных собраниях. Но все же минусы, похоже, перевешивают. Главный из них — грядущая нестабильность и изменение правил игры, особенно связанных с налоговым администрированием. Еще один существенный минус — авансовая уплата налога путем покупки патента. Ну и, естественно, существенное сокращение видов деятельности и ограничения по численности сотрудников, площадям и т. д. Законопроекту предстоит еще долгий путь, но уже сейчас ясно, что легкого принятия этой инициативы ожидать не приходится. Придется поломать копья.
Патентная система для меня еще до конца непонятна, так как нет прозрачной системы работы по патенту, поэтому я не готов ответить на этот вопрос.
На патентную систему перешли малые предприятия, те, кто был на едином налоге. Мы не попадаем под действие ЕНВД, соответственно, и на патентную систему перейти не можем в принципе.
Скажите, какая реформа у нас в России была успешной? Создается впечатление, что все делается только для того, чтобы испортить существующие наработки. По вопросу отмены ЕНВД и перехода на патент в марте мы направили обращение в "Алтайский союз предпринимателей". Я не знаю, кого сегодня не устраивает ЕНВД. Это нормально отработанная система налогообложения. Если хорошо вникнуть в патентную систему, то, по сути, она направлена на уничтожение малого и микробизнеса. Никто не думает, что, переходя на патентную систему, мы будем вынуждены вернуть кассовую технику. Существует закон, согласно которому предприниматели, работающие на ЕНВД, освобождаются от применения ККТ. То есть получается, что отмена ККТ законом не предусмотрена, а его возвращение будет существенным бременем для любого сельского предпринимателя. Кроме того, стоимость патента будет устанавливаться в размере 6% от потенциально возможного годового дохода. То есть общая налоговая база должна умножаться на коэффициент-дефлятор (1,372) и на 6%. Получается довольно серьезная сумма, которую опять надо будет выплачивать. Попадут под действие патента единицы предприятий, ведь выделено 47 видов деятельности, описанных весьма смутно. Что значит предприятие общественного питания с площадью до 10 кв. метров? Сейчас для многих непонятно, что хочет от нас государство. Ведь большинству придется переходить на кабальную общую систему налогообложения, которая заставит всех нанимать бухгалтеров, то есть сельский предприниматель потеряет около трети своего дохода. Мы в своем обращении просим АСП выйти на Алтайское краевое Законодательное собрание, а далее — на Госдуму, чтобы сохранить ЕНВД.
Судя по заявленным параметрам, у нас получится вписаться в патентную систему. Нам пришлось зарегистрировать свои объекты на отдельных собственников. Правительство вынудило нас раздробить бизнес на семь частей. Мы сможем перейти на патент, но нужно будет еще посчитать, во сколько нам это обойдется. Я не думаю, что налоговая нагрузка на нас сократится. Просто нам некуда будет деваться после отмены ЕНВД. Надо сказать, что у многих сейчас весьма поверхностные знания о том, как будет реализовываться переход на патент, поэтому говорить со стопроцентной уверенностью сложно. После увеличения социальных страховых платежей нам пришлось выкручиваться за счет сокращения рабочего дня персонала, иначе наш бизнес просто не вытянуть.
Мне сложно что-то говорить, поскольку о патенте пока ничего толком неизвестно. Меня полностью устраивает ЕНВД, и я не думаю, что патент нужен, чтобы как-то облегчить бизнесу жизнь. Уже стало правилом, что все изменения в жизни бизнеса заканчиваются негативными последствиями. Если нам придется переходить на общую систему налогообложения, это не только усилит налоговую нагрузку, но и вынудит нас нести дополнительные расходы на содержание бухгалтеров.
Сопоставление новой патентной системы с действующими патентной "упрощенкой" и ЕНВД
Новый патент |
Патентная "упрощенка" |
ЕНВД |
|
Чем вводится |
Нормативными актами муниципальных образований |
Нормативными актами субъектов РФ |
Нормативными актами муниципальных образований |
Обязательность применения |
Добровольный режим |
Добровольный режим (при введении по одному виду деятельности одновременно патентной "упрощенки" и ЕНДВ выбор системы налогообложения — за налогоплательщиком) |
Обязательный режим |
Налогоплательщики |
Индивидуальные предприниматели |
Индивидуальные предприниматели |
Организации и индивидуальные предприниматели |
Виды деятельности |
69 позиций |
92 позиции. Перечень в основном дополнен другими видами бытовых услуг, исключено общественное питание |
Бытовые услуги, розничная торговля, общественное питание и др. |
Объект налогообложения |
Потенциально возможный к получению годовой доход. Определяется муниципалитетами исходя из установленных в кодексе (могут быть увеличены (уменьшены) не более чем в два раза) |
Потенциально возможный к получению годовой доход. Определяется субъектами РФ. Максимальный размер не может превышать величины базовой доходности, установленной для ЕНВД, умноженной на 30 |
Вмененный доход = базовая доходность в месяц х физический показатель базовой доходности |
Ставка |
6% |
6% |
15% |
Пример расчета налога (годовой стоимости патента) для парикмахерской. Количество работников (включая индивидуального предпринимателя) — 1 |
190 000 руб. х 6% = 11 400 руб. |
Максимальный размер потенциально возможного дохода: 7500 руб. х 30% = 225 000 руб. |
|
Максимальный размер стоимости патента: 225 000 руб. х 6% = 13 500 руб. |
7500 руб. х 12 мес. х 15%= 13 500 руб. |
||
Освобождение от налогов (для индивидуальных предпринимателей) |
Стоимость патента вместо НДФЛ, налога на имущество и НДС |
Стоимость патента вместо НДФЛ, налога на имущество и НДС |
ЕНВД вместо НДФЛ, налога на имущество и НДС |
Возможность привлекать наемных работников |
Не более пяти человек |
Не более пяти человек |
Ограничения нет |
Освобождение от ККТ |
Есть |
Нет |
Есть |
Представление декларации |
Нет |
Нет |
Да |
Период, на который выдается патент |
От 1 до 12 месяцев |
От 1 до 12 месяцев |
— |
Налоговый учет |
Книга учета доходов |
Книга учета доходов |
— |
Источник: "ЭЖ".