апрель 10, 2011
"С начала 11-го тысячелетия до н. э. в Плодородном полумесяце (Юго-Западная Азия) быстро развиваются умения и приспособления, изобретенные для того, чтобы извлечь максимальную пользу из нового изобилия диких зерновых. В число этих изобретений входили серпы с кремниевым лезвием, укрепленные в деревянной или костяной рукоятке, для срезания стеблей дикого хлеба, корзины, в которых зерно переносилось к месту обитания, ступы и пестики или каменные блоки для размельчения и лущения, метод прокаливания зерен на огне, благодаря которому при хранении они не давали ростков, наконец ямы – хранилища, выкапываемые в земле и иногда промазываемые глиной. Свидетельства о наличии этих навыков во множестве можно обнаружить на стоянках охотников-собирателей Плодородного полумесяца начиная с рубежа 12–11-го тысячелетий до н. э.
Начало сельскому хозяйству в Плодородном полумесяце положили такие культуры, как пшеница-двузернянка, пшеница-однозернянка. А также ячмень, горох, нут, вика четкообразная, лен. В Евразии сельское хозяйство распространялось куда быстрее, чем в Америке и Африке. Этот факт сыграл свою роль в ускоренной экспансии евразийской письменности, металлургии, технологий и имперских государств. Самые древние образцы культурной пшеницы-двузернянки происходят из региона Плодородного полумесяца и относятся к 8500 году до н. э."
Из книги Джареда Даймонда "Ружья, микробы и сталь".
Египтяне, считая зерна пшеницы святыней, клали их в могилы с умершими. Зерно было обнаружено в гробницах фараонов, захороненных более пяти тысяч лет назад. В одной из египетских пирамид был обнаружен хлеб, которому, как утверждают археологи, четыре тысячи лет. Этот самый древний в мире хлеб хранится ныне в Лондоне, в Британском музее.
Посев и сбор зерновых культур: пшеницы, ячменя, кукурузы – с древних времен сопровождался ритуалами. Так, в землях Европы люди верили, что дух, обитающий в хлебном поле, уходит в еще не сжатое зерно. Поэтому никто не хотел срезать последнюю несжатую полоску. Жнецы по очереди метали в нее серпами до тех пор, пока не срезали все колосья. У шотландцев, наоборот, срезание последних колосьев было почетной обязанностью. Они считали, что в этот миг на жнеца или жницу переходила благотворная сила духа зерна. Последний сноп связывали так, чтобы он напоминал женскую фигуру, и нарекали Матерью хлеба. Это был особый, строго соблюдавшийся обряд.
В Европе почитали двух богинь – Мать хлеба и Деву хлеба. В Древней Греции это Деметра и ее дочь Персефона; у римлян – Церера и Прозерпина. На звездном небе богиня Деметра – это созвездие Девы. На старинных звездных картах и в атласах оно изображалось в виде крылатой девушки, держащей в руке зрелый пшеничный колос. А самую яркую звезду созвездия, альфу Девы, назвали Спика, "колос".
Согласно мифу, Деметра вручила людям первый колос пшеницы, научила земледелию Триптолема, сына элевсинского царя Келея и царицы Метаниры. Сохранились изображения, на которых царевич едет на золотой колеснице, запряженной крылатыми драконами, и разбрасывает по всей земле зерна пшеницы, которые дала ему богиня. Триптолем не только засеял землю, но и научил этому людей. То есть миф о Деметре рассказывает о зарождении культуры: слово "культура" происходит от латинского cultura – "возделывание". А имя Триптолема переводится как "три поля" – по мифу, перед тем как посадить зерна пшеницы, он трижды вспахал поле. Интересно, что в сборнике пословиц и поговорок Владимира Ивановича Даля есть формула приветствия, с которой обращались к заканчивавшим жатву: "С двумя полями сжатыми, с третьим засеянным".
С историей хлеба связано очень много обрядов, традиций. В Польше при рождении девочки закладывают тесто, замешанное на меду. Подобно сыру, тесто зреет до дня ее свадьбы.
В Словакии пряник, выпеченный из медового теста, по народному обычаю преподносят невесте. Она хранит его в сундуке и вручает в день свадьбы своей дочери. А у нас в России дорогих гостей и невесту встречают хлебом-солью.
Плодородный полумесяц – это условное название региона на Ближнем Востоке, в котором в зимние месяцы наблюдается повышенное количество осадков.
Он считается первым из центров, где зародились земледелие и скотоводство, появившиеся в каменном веке.
Полумесяц занимает современные территории Ливана, Палестинской автономии, большую часть Израиля, Сирии, Ирака, юго-восток Турции и северо-запад Иордании. Иногда в его состав включают также долину нижнего течения Нила (Египет).
В Риме сохранился 13-метровый памятник Марку Вергилию Эврисаку, пекарю, предпринимателю. Сын греческих эмигрантов, выходец из семьи мельников и пекарей, он в 173 году до н. э. создал большую пекарню и снабжал хлебом всю столицу.
На рельефах с памятника Эврисаку изображено приготовление хлеба на разных его стадиях. Ослы работают на двух мельницах, работники у стола сеют муку, хозяин берет пробу муки. Машину для вымешивания теста вращает осел. Погонщик следит за тем, хорошо ли тесто вымешано. На двух больших столах тесто раскатывают и формуют.