Почему доходы населения несопоставимы с зарплатой чиновника

апрель 20, 2011

Быть российским чиновником по-прежнему престижно и выгодно, поскольку доход госслужащего может в разы превышать среднемесячные зарплаты рядовых граждан. Однако нормальной такую ситуацию считать нельзя. К таким выводам пришли аналитики компании "ФБК", составившие рейтинг регионов по "оторванности" чиновников от народа. В Алтайском крае официальная зарплата служащих органов исполнительной власти субъекта Федерации ровно в два раза выше среднемесячного показателя. И это — большой разрыв.

Хотите получать больше?

Аналитическая компания "ФБК" впервые составила подобный рейтинг. В его основу легли данные Росстата за 2010 год по двум показателям — средней зарплаты чиновников, относящихся к исполнительной власти субъекта Федерации, и средней зарплаты в регионе. Полученные результаты несколько удивили аналитиков. В 66 российских регионах зарплата чиновников оказалась выше региональной в полтора и более раз. А усредненные показатели вышли такими: зарплата чиновника — 37 440 рублей, зарплата в целом по стране — 22 684 рубля, коэффициент "оторванности" — 1,65 (или на 65%).

Авторы исследования подчеркивают, что опирались исключительно на официальные статистические цифры. Исходя из этого к рейтингу, конечно, можно слегка "придраться", поскольку он учитывает только белую зарплату, а не все доходы граждан, остающиеся зачастую в тени. Например, никто не заглядывал в кошельки многочисленным рантье, которые сдают квартиры под наем. Непонятно, как мерить доходы владельцев ЛПХ или даже индивидуальных предпринимателей, работающих на ЕНВД. К ним понятие "ежемесячная зарплата" вообще неприменимо.

Однако если учитывать, что у чиновников тоже имеются свои теневые доходы, можно сделать вывод, что основная тенденция "оторванности" справедлива. К тому же служащие официально получают различные премии, им компенсируется часть отпуска, они могут получать доплаты за научные звания и т. д.

Москва и москвичи

В "ФБК" отмечают, что ни в одном регионе России современный чиновник не получает зарплату меньше, чем среднестатистический гражданин. "Такая финансовая "оторванность" от народа представляется нам достаточно значительной, — говорит директор департамента стратегического анализа "ФБК" Игорь Николаев.— В развитых странах чиновники также, как правило, получают зарплату выше средней. Но практически нигде нет такого превышения, как в России".

При этом авторы рейтинга подчеркивают, что не ставили цель показать исключительно высокие зарплаты чиновников. "Мы не имеем в виду, что они много зарабатывают, — говорит г-н Николаев. — Понятно, что управленческий труд людей с высшим образованием должен и оплачиваться выше. Пусть они хоть по миллиону в месяц получают. Но это должно адекватно коррелировать с доходами всего населения".

Также г-ну Николаеву показались любопытными данные по Москве. Она занимает почетное последнее место в рейтинге — столичные чиновники наиболее приближены к народу, поскольку их зарплата выше средней всего на 9%. "Это опровергает известное мнение о "зарвавшихся" московских чиновниках, — комментирует г-н Николаев. — Такие цифры можно объяснить в том числе тем, что именно в Москве сосредоточены офисы ведущих российских и международных компаний, работники которых получают высокие зарплаты".

На душу населения

Юрий Проскурин работает сегодня "экономическим" заместителем главы администрации Павловского района, а несколько лет назад он был бизнесменом. Разницу в зарплатах ощущает, но не придает этому первостепенного значения. "Работа в коммерческих структурах приносила разный доход. Когда больше, когда меньше, — говорит г-н Проскурин. — На муниципальной работе доход фиксированный. И он не сильно зависит от твоей, грубо говоря, "оборотистости" или умения превратить организаторский талант в деньги. Но для меня это не определяющий фактор. Я перешел на муниципальную службу, потому что мне такая работа нравится".

Директор региональной программы Независимого института социального прогнозирования Наталья Зубаревич полагает, что рейтинг "ФБК" в большей степени определяет "среднюю температуру по больнице". При этом результаты Алтайского края вполне объяснимы. "В любом аграрном регионе зарплата чиновников будет по определению выше, — отмечает она. — И это нормально, поскольку значительная часть населения проживает в сельской местности, где заработки ниже, но зато больше возможностей скрыть свой реальный доход. Чем сильнее проявляется аграрная специфика региона, тем сильнее разрыв в зарплатах".

Г-жа Зубаревич полагает, что для объективности рейтинга необходимо расширить перечень критериев оценки. В качестве таковых она предлагает динамику ВРП, динамику численности чиновников в регионе, затраты на их содержание и т. д. "В России есть регионы, где в администрации собраны компактные команды профессионалов. Они больше и эффективнее работают. Но они и зарабатывают больше", — отмечает эксперт.

Разрыв сохранится

Fitch Ratings в момент присвоения Алтайскому краю долгосрочного инвестиционного рейтинга (сентябрь 2009 года, в начале кризиса) дал интересную оценку состояния ВРП региона. "Показатель валового регионального продукта на душу населения составлял 68% от медианного значения российских регионов. Эти факторы объясняют относительно небольшой объем налогооблагаемой базы края: его бюджетная обеспеченность в 2009 году составляет 60% от среднего уровня в российских регионах, и он в значительной степени зависит от финансовой помощи из федерального центра", — отмечали в агентстве.

В посткризисный период ВРП Алтайского края переживал свои падения и взлеты (см. таблицу). Но все последние годы региональные власти неизменно декларируют политику повышения белой зарплаты. Среди основных инструментов — трехстороннее соглашение о социально-экономическом сотрудничестве между работодателями, профсоюзами и краевой администрацией, зарплатные комиссии и даже заявления губернатора о том, что господдержка будет оказываться тем предприятиям, где платят работникам честно.

В итоге с 2005 по 2009 год среднемесячная начисленная зарплата в Алтайском крае выросла с 4914 рублей до 10 872 рублей (в 2,2 раза). Правда, индексировались и росли аналогичными темпами зарплаты чиновников. И вряд ли ситуация кардинально может измениться. "Для этого нет никаких предпосылок. Мы ожидаем, что такое же соотношение в зарплатах будет сохраняться в дальнейшем", — резюмировал Игорь Николаев.

Динамика ВРП в Алтайском крае (млрд. рублей)

2005 год — 135,7
2006 год — 173,8
2007 год — 232,8
2008 год — 268,8
2009 год — 267,5
2010 год — 307,0

Рейтинг регионов по "оторванности" чиновников от народа (по итогам 2010 года)

Первая пятерка "лидеров"

Место

Регион

Среднемесячная зарплата служащих исполнительной власти субъекта Федерации

Среднемесячная зарплата в регионе

Соотношение зарплат

1

Архангельская область

59 406

23 507

2,53

2

Волгоградская область

37 985

15 734

2,41

3

Липецкая область

40 610

16 828

2,41

4

Хабаровский край

63 216

26 764

2,36

5

Воронежская область

36 869

15 791

2,33

Место Алтайского края

23      

Алтайский край           

26 509          

13 282       

2,00       

Пятерка "адекватных"

Место

Регион

Среднемесячная зарплата служащих исполнительной власти субъекта Федерации

Среднемесячная заплата в регионе

Соотношение зарплат

80

Владимирская область

21 935

16 024

1,37

81

Еврейская авт. область

28 601

21 979

1,30

82

Магаданская область

49 222

38 237

1,29

83

Вологодская область

25 309

19 852

1,27

84

Москва

52 365

47 884

1,09

Источник: компания "ФБК".