апрель 19, 2011
Всероссийская предпринимательская организация "ОПОРа России" создала новый сервис — онлайн-интервью со своим лидером Сергеем Борисовым. Нам показалась любопытной такая форма общения. Тем более что вопросы руководителю "ОПОРы" задают на самые разные темы. Со всей страны.
— Как вы относитесь к ограничению конкуренции, предусмотренному № 213-ФЗ об оборонном заказе, где сказано, что исполнителем заказа может быть только организация? Почему фирма с уставным капиталом 10 тыс. рублей может поставлять продовольствие в армию, а фермер, глава КФХ или ИП, не может?
— Согласен с постановкой вопроса. О необходимости облегчить доступ малых и средних предприятий к гособоронзаказу "ОПОРа России" говорит уже несколько лет. К сожалению, квота малого
бизнеса в госзаказе, установленная
№ 94-ФЗ (речь идет о квоте в 10–20%, которые должны в обязательном порядке распределяться среди малых предприятий), не распространяется на гособоронзаказ.
Есть Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" и принятое в его реализацию постановление правительства № 628, которым утвержден порядок проведения торгов на размещение государственного оборонного заказа. Этими правилами предусмотрена предварительная квалификация участников торгов, что вводит существенные ограничения и не позволяет попасть в систему государственного заказа простым компаниям. С помощью инструмента предварительной квалификации, по сути, устраняются "неугодные" предприниматели. Со ссылками на особую сферу секретности и защиту обороноспособности страны этот рынок фактически закрыт для малого и среднего предпринимательства. Но мы должны понимать, что оборонный заказ — это и покраска казарм, и обеспечение питания, и поставка одежды, и многое другое. Все это мог бы взять на себя малый бизнес без ущерба интересам государства в области обороны, защиты государственной тайны и иным темам в этой сфере.
— Прошу подготовить письмо-возражение президенту России по поводу противоречащего Налоговому кодексу разъяснения Минфина от 18 марта 2011 года в части уплаты НДС в рамках "малой приватизации" и открыть сбор подписей под данным письмом на сайте "ОПОРы".
— НДС изначально был включен в рыночную стоимость выкупаемого имущества, и об этом Минфин заявил еще два года назад. И, разумеется, НДС не должен уплачиваться предпринимателями еще и "сверху" рыночной (выкупаемой) стоимости, как практикуют сегодня многие муниципалитеты, закладывая в договоры купли-продажи такие невыгодные условия.
По нашим данным, эти поправки должны очертить правила игры как раз для муниципальных властей. Многие предприниматели отказались от выкупа арендуемых помещений (хотя имели на это право) из-за того, что не смогли найти нужную сумму. Такие действия муниципалитетов незаконны, и судебная практика по данному вопросу это подтвердила.
Получив разъяснения Минфина, мы намерены обратиться в Генеральную прокуратуру России с просьбой организовать в муниципалитетах проверки всех договоров купли-продажи на предмет включения в них обязанности платить НДС сверху рыночной стоимости. Это будет не менее конкретный, практический шаг, чем обращение к президенту. Как показывает практика, сегодня в прокуратуре дела по рассмотрению жалоб малого бизнеса берутся под особый контроль и рассматриваются оперативно.
— В 2010 году Владимир Путин заявил, что малый бизнес освободят от НДС при "малой" приватизации. Прошел год. Мы ждали, что будет послабление. Однако Минфин предлагает применить пункт 1 ст. 5 ФЗ № 395 с 1 апреля 2011 года к субъектам, право собственности которым перешло с 1 апреля 2011 года. В нашем же случае, если данное право перешло в 2010 году, мы лишены этой льготы, тогда как нам еще предстоит три года гасить залог за выкупаемое имущество. Почему такое внимание к одним и неуважение к другим предпринимателям?
— Эти поправки должны затронуть только бюджеты, не касаясь в финансовом плане малых предпринимателей — покупателей имущества. Как я уже отмечал, НДС изначально включен в рыночную стоимость (об этом есть специальное письмо Минфина и ФНС).
Многие предприниматели были вынуждены отказаться от выкупа арендуемых помещений, так как не смогли найти нужную сумму. Такие действия муниципалитетов незаконны, и вы вправе обжаловать эти условия договора в суде. Суд наверняка примет решение в вашу пользу. Уже есть богатая судебная практика по этому вопросу.
Законодательное решение — отменить НДС в рамках ФЗ №159 — было принято по причине того, что многие муниципалитеты активно практикуют начисление НДС "сверху" рыночной стоимости имущества, когда предприниматель выкупает арендуемое помещение.
— Правительство не регулирует обязанность крупных компаний рассчитываться перед мелкими. Ничто не понуждает крупные компании рассчитываться вовремя, кроме их доброй воли. В итоге приходится ждать месяцами, пока заказчик не изволит оплатить фактуру. Обращение в суд означает безвозвратную потерю заказчика. Требуется нормативный акт наподобие того, что устанавливает ответственность за несвоевременную выплату зарплаты.
— Поднятая проблема взаиморасчетов пронизывает буквально все сферы экономики: от госзаказа до торговли. Действительно, компания-поставщик (продукции, услуг), как правило, находится в заведомо худшем положении. Так, в торговле за просрочку поставки товара в сеть на поставщика ложатся безумные штрафы (вплоть до 100% недопоставленной продукции). А торговая сеть может месяцами не оплачивать поставку, но размер штрафа меньше 1% в месяц.
"ОПОРа" давно выступает за введение единых форм договоров, которые утверждаются на федеральном уровне. Будь то документ для поставок продукции в торговую сеть, по подключению к электросетям, по исполнению госконтрактов и пр. И, главное, размер ответственности обеих сторон должен быть сопоставимым. Этого нам в определенной степени удалось добиться в рамках Закона "О торговле". Принятые штрафы пусть не в полной мере, но все же стимулируют сети выполнять условия договоров и соблюдать законодательство о торговле.
— Оформляю новую лицензию на розничную продажу алкоголя. Удивлен размером госпошлины. Как несправедливо возложено бремя на различные по величине предприятия торговли! Отделу, в котором я арендую квадратные метры, необходимо пять месяцев, чтобы отработать эти 40 тыс. рублей. Я бы отказался от водочной продукции, но я потеряю 30–40% посетителей.
— С 2010 года размер пошлины за лицензию на продажу алкоголя установлен на уровне 40 тыс. рублей. До вступления в силу закона размер платы за лицензию устанавливался на региональном уровне. В ряде субъектов РФ размер платы был существенно меньше. Так, в Волгоградской и Астраханской областях плата за лицензию составляла 5 тыс. рублей. Таким образом, в ряде регионов стоимость оформления лицензии увеличилась в восемь раз.
Кроме того, пошлина никак не дифференцирована и является единой для всех категорий продавцов алкоголя, не учитываются региональная специфика, профиль деятельности компаний (торговля или общественное питание).
Конечно, несправедливо ставить в равные условия и взимать одинаковую пошлину с сетевых предприятий торговли и магазинов "шаговой доступности", с предпринимателей, реализующих алкоголь в Москве и поселке в каком-либо регионе.
— Среди предпринимателей много недовольных политикой правительства, направленной на предоставление льгот и поблажек крупному госбизнесу. В то же время малый и средний бизнес лишены представительства в законодательных органах власти разных уровней. Не пора ли плотно заняться политической деятельностью вплоть до образования политической партии? Или будем бояться "спугнуть власть"?
— Как общественная организация, мы плотно работаем с политическими институтами. Регулярно участвуем в совещаниях, организуемых президентом РФ, по результатам которых даются конкретные поручения министерству и ведомствам, работаем на различных площадках при правительстве и других органах исполнительной власти.
Мы взаимодействуем с различными политическими партиями в рамках соглашений о взаимодействии, в том числе в сфере законодательства ("Единая Россия", "Правое дело").
С моей точки зрения, политическая партия — это не панацея от всех бед, это, скорее, жест отчаяния и признания безвыходности ситуации, признания того, что иных инструментов влияния нет. А это не так.
Мы видим своей задачей, чтобы любой законодательный акт, касающийся малого и среднего бизнеса, независимо от того, кто его разработал, принимался только после серьезных консультаций с предпринимательским сообществом. Вот еще один пример: я являюсь членом комиссии по законопроектной деятельности, на которой формируется консолидированная позиция по законопроектам, рассматриваемым в Госдуме. И уже есть конкретная практика, когда по итогам обсуждения принималось решение о существенной переработке законопроекта, ухудшающего положение МСП.
— Тормозом в развитии малого бизнеса является отсутствие производственных площадей и доступных кредитов. Когда эти проблемы будут решены?
— Вы правы, эти проблемы — среди ключевых. И это подтверждают данные опросов, проводимых нами. На ваш вопрос определенно ответить не смогу. Но наверняка вы знаете: попытки решить эти проблемы предпринимаются.
В частности, про кредиты. Есть программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемая "РосБР" через региональные банки-партнеры, а также лизинговые, микрофинансовые организации. Формируется законодательная база для развития небанковских финансовых институтов (ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", "О кредитной кооперации"). В рамках федеральной программы поддержки малого бизнеса, курируемой Минэкономразвития, организована деятельность гарантийных фондов (предоставляют поручительства по кредитам малых предприятий) и микрофинансовых организаций (небольшие кредиты по низким процентным ставкам).
Мы в свою очередь делаем все возможное, чтобы повышать информированность предпринимателей о доступных кредитных ресурсах. Популярен наш ресурс www.opora-credit.ru, где можно оформить онлайн-заявку на получение заемных средств.
Что касается производственных площадей, то это действительно серьезная проблема для предпринимателей, особенно малых производственных. Правительством строятся технопарки, промпарки, бизнес-инкубаторы. Да, темпы строительства пока не удовлетворяют спрос предприятий. В общем, можно отметить движение в правильном направлении, но, соглашусь, скорость этого движения недостаточно высокая.
— Почему бы "ОПОРе" не выступить с инициативой о возложении обязанности по уплате страховых взносов на самих работников, освободив от этой обязанности работодателя?
— Интересное предложение. Такой подход применяется сегодня в европейских странах. Но если смотреть на опыт зарубежных стран, важно учитывать один момент. Там и наличие "домашнего" аудитора — норма. Поэтому говорить только лишь о переложении обязанностей, на наш взгляд, не совсем верно. Особенно учитывая, что в организации расчетом и уплатой взносов занимается профессиональный бухгалтер и отчетность может быть направлена по электронным каналам связи, а физическое лицо (тот же работник предпенсионного возраста) будет делать это самостоятельно.
Моя точка зрения: сначала должны быть созданы предпосылки необременительной реализации предложенных преобразований для простых граждан. Законодательство должно создавать стимулы, реально заинтересовывать самих работников к прямому взаимодействию с Пенсионным фондом.