апрель 18, 2011
Высшие федеральные чины пообещали бизнесу снизить возросшие с 2011 года страховые выплаты. Правда, как это будет сделано и за счет каких ресурсов, до сих пор никто не уточнил. Лишь премьер Владимир Путин заявил, что меры будут избраны "неоднозначные". Владимир Туров, руководитель юридического треста "Туров и партнеры", сформулировал свою стратегию, благодаря которой можно облегчить нагрузку на бизнес без потерь для бюджета. "Ваше дело" публикует материал г-на Турова.
Сегодняшние деньги, которые правительство изымает в виде налогов, идут в бюджет. Так говорят. Куда они идут на самом деле, дело десятое. Хотелось бы только, чтобы они шли действительно на нужды общества. Сегодня я не намерен рассматривать пути, по которым от одного пункта к другому кочуют наши кровные. В этой статье, скорее, мною рассмотрены способы, которыми можно облегчить долю каждого предпринимателя и налогоплательщика, при этом не уменьшая поступлений в бюджет. Куда уйдут наши деньги в будущем, зависит только от нас.
Предлагаю лозунг: "Поддержку конструктивным (не популистским) действиям правительства и президента. Хватит критики. Давайте конструктивные решения!".
Ситуация: имеются итоги опроса директоров предприятий. "Доверяете ли вы мерам правительства по поддержке предпринимателей в условиях кризиса?" Ответ: 100% недоверие мерам правительства.
Хорошо, возможно, это неточный опрос. Тогда проведите его среди своих знакомых директоров и послушайте их ответы. И получите результат: минимум 85% микро-, малого и среднего бизнеса формально легальны, но, по сути, в той или иной степени не платят налоги (крупный бизнес я не рассматриваю, там свои, несколько особые правила ухода от уплаты налогов).
Мои усредненные подсчеты показывают:
— зарплаты "в тени" — минимум 30–50%. Соответственно государство недополучает на эту величину НДФЛ и страховых платежей;
— НДС "в тени" путем вычетов и возмещений через "обнальные" конторы;
— налог на прибыль — тут и говорить не о чем. Его просто стараются не платить, и способов для этого великое множество;
— акцизы на алкоголь — минимум 50% "в тени";
— рынок сельхозпродукции — минимум 50% "в тени".
Одними силовыми мерами мы эту проблему не решим. Например, госмонополия на спирт или водку не решит проблему бутлегерства. И есть еще один замечательный естественный закон: "нарушитель закона его нарушает. Из-за этого законы ужесточаются и ужесточаются для всех, включая тех, кто законы никогда не нарушал. Но тот, кто нарушал закон раньше, продолжает его нарушать сейчас, и его эти ужесточения не волнуют, они как бы не для него. А все бремя ужесточения легло на плечи того, кто честен".
Так мы наказываем честного, заставляя его быть нечестным; поощряем нечестного, заставляя его быть еще более нечестным. Это на 100% соответствует современной концепции налоговой реформы. При полной импотенции правоохранительной системы и таком же полном неуважении граждан к закону — это называется правовой нигилизм — мы эту проблему не решим. Нынешнюю налоговую реформу я бы озвучил так: "Мечом и каленым железом сделаем налогоплательщиков честными людьми и заставим их платить увеличенные суммы (повышенные ставки) налогов. И не важно, что у них нет такой возможности. И не важно, что честный разорится, не выдержав конкуренции с нечестным (который ничего так и не платит), пытаясь все же платить эти сумасшедшие налоги. Они были бы не совсем сумасшедшими, если бы платили все".
Мои предложения направлены на поддержку мер правительства. Часть из них может показаться наивными. Они направлены на порядочных людей, которым можно доверять, а таких минимум 80%. Мы, налогоплательщики, не скот, который должен стоять в стойле и мычать, только когда разрешат.
Кто-то может сказать, что в результате реализации предлагаемых мною мер наш президент не выиграет следующие выборы, а правящая партия точно больше не будет правящей. Именно так, возможно, думал наш премьер, поднимая налоговые ставки по страховым платежам. Он признал, что с экономической точки зрения нужно было снижать ставки, но с политической… У нас нет экономики, зато пролетариат сидит у ТВ и смирно смотрит "Комеди Клаб" и "Дом 2".
И все же сказанное в предыдущем абзаце не является неоспоримым фактом. Ведь в результате реализации этих мер будет получена реальная, массовая поддержка людей, за которыми стоят коллективы сотрудников, и это люди, имеющие деньги, в том числе чтобы организовать нужное политическое влияние. А потом можно начать с тех мер, которые не затрагивают "продающийся" слой населения. Большинство населения продается с невероятной легкостью и полной алогичностью. Я пишу прямо: продается — без кавычек.
Проигрыш на выборах тоже возможен.
Что ж, зато президент войдет в историю как великий мудрый реформатор, спасший страну. Столыпин и Петр I будут ему "завидовать".
Итак, системные меры:
1. Перестать навязчиво менять налоговое законодательство, это само по себе значительно снижает бюджетные поступления.
Причины:
— любое изменение, частые изменения правил игры отбивают всякое желание играть по этим правилам;
— это создает трудности в изучении новых правил. И без того простому смертному изучить Налоговый кодекс не по силам, так его еще и меняют со скоростью лесного пожара;
— неожиданные изменения правил, особенно в сторону ухудшения для налогоплательщика (например, повышение ставок налогов), вызывают недоверие к власти и как следствие вывод капитала и уход в
теневую зону.
2. Разработать и реализовать программы по повышению доверия налогоплательщиков к действиям госструктур, имеющих отношение к бизнесу и взиманию налогов.
Их должно быть очень много, на всех уровнях власти. В том числе запустить социальную рекламу в СМИ, сделав уплату налогов гордостью. Пример сюжета — житель: "Мы ходим по твоему асфальту (ровный асфальт), спасибо тебе, налогоплательщик". Или пенсионерка: "Когда ты был маленьким, я работала, платила налоги, и благодаря этому ты стал образованным. Сейчас я на пенсии, ты работаешь, спасибо тебе, налогоплательщик, за прибавку к пенсии". Ибо пенсии прибавили не депутаты, не президенты — их прибавили налогоплательщики.
Каждый день в новостях нужно приводить примеры и показывать честных налогоплательщиков, их успехи как минимум с такой же периодичностью, с какой показывают убийства, насилие и прочее.
Необходимо внедрить систему (в т. ч. через Интернет) тотального подробного информирования.
Нужно упростить, создать понятные отчетные формы по детальному расходованию денег на муниципальном, региональном и федеральном уровнях и сделать эту информацию массово доступной. Поощрять рост и наказывать падение. Поощрять честность и наказывать нечестность.
3. Немедленно отменить повышенные ставки по страховым взносам. Не нарушать в этой области законы природы — "если что-то растет, то не надо ничего менять", иначе будет слом.
Динамика поступлений в бюджет по ЕСН была положительная, поэтому ничего менять не нужно было. Мой прогноз: мы не добьемся сколь бы то ни было значительных поступлений в бюджет путем повышения ставок.
Бизнес начал уходить в тень, и в 2011 году мы получим массовое сокрытие легальной зарплаты. Силовые меры провалятся — это неизбежно.
4. Упростить Налоговый кодекс. Унифицировать его, убрав оттуда сотни всяких "особенных" статей. Его можно унифицировать настолько, что не потребуются никакие спецрежимы, и все будут платить
налоги. На совершенствование налогового законодательства тратятся миллиарды, хотя это можно сделать дешевле.
5. Ввести систему поощрения в виде понижения налоговых ставок по НДС, прибыли и т. д. для добросовестных налогоплательщиков. Это сделать очень просто. Пример: налогоплательщик, проработав минимум два
года по существующим ставкам, пишет официальное заявление в ИФНС и заказывает выездную налоговую проверку с целью подтвердить, что он не связан с "обнальными" конторами и вообще работает на
100% легально. Если ИФНС это подтверждает, она выдает налогоплательщику уведомление, что со следующего года его ставки по НДС будут снижены до 15%. По прошествии трех лет налогоплательщик имеет право
опять обратиться в ИФНС за очередной порцией привилегий. Естественно, он будет иметь право опротестовать отказ ФНС в суде.
Одна лишь эта мера полностью уничтожит "обнальные" конторы и сократит штат проверяющих в разы. Станет выгодным быть честным. Но при этом нужен закрытый перечень критериев, по которым возможен отказ. Чтобы не было, например, такого, когда отказывают "из-за грамматической ошибки в счете-фактуре". Сейчас эти глупости в моде.
Плюс здесь же: если ты успешно прошел налоговую проверку, значит, ты защищен от повторных налоговых и иных проверок сроком на три года.
6. И обратная ситуация: наказывать экономическими мерами через систему назначения более высоких ставок налогов, но на короткие периоды (например, на квартал). Автоматически увеличивать количество
проверок, но нужны однозначно читаемые правила, четкие алгоритмы, судебная защита и прокурорский надзор.
7. Если судом доказана вина налогоплательщика и он осужден по приговору суда, предлагать налогоплательщику выбор: либо срок, либо компенсация нанесенного государству ущерба плюс 30% сверху и
полная амнистия. По заявлению налогоплательщика предоставлять в этом случае отсрочки по компенсации нанесенного ущерба. И тогда многие задумаются, что им проще: побыть пару лет за решеткой и потерять
за это время весь бизнес или компенсировать нанесенный старикам и учителям ущерб.
8. Выбить из-под ног круговую поруку, когда каждому сотруднику выгодно, чтобы его фирма не платила налоги и платила "серую" заработную плату. Ведь сейчас с его зарплаты вычитается НДФЛ.
Нужны регрессивные ставки по НДФЛ. Зарплата до 120 тыс. рублей в год — ставка 25%; от 120 до 300 тыс. рублей в год — ставка 15%; зарплата от 300 до 600 тыс. рублей в год — ставка
7%. А в перспективе нужно полностью отменить НДФЛ. Тогда сотрудники сами заставят работодателя работать "вбелую". Нужно поощрять честность, и мы получим честность, а не только использовать
кнут. Кнут работает всегда хуже, чем пряник.
9. Ни в коем случае не премировать госслужащих за количество наказанных и посаженных. Премировать только за количество переведенных на легальные методы работы налогоплательщиков. И пусть вышестоящая
ИФНС проверит, правильно ли они это сделали. Будет коррупция? Будет. Она и сейчас есть. Но с ней легко будет справиться — ввести перекрестные проверки, и в случае если будет обнаружено, что
налогоплательщик "купил" пониженные ставки, ставки возвращаются на прежний повышенный уровень. И тогда ни один налогоплательщик не даст и копейки взятки. Зачем ему этот глупый риск, который
приведет к миллионному повышению налогов?
Есть еще ряд мер, которые необходимо принять в первую очередь.
1. Отменить повышение ставок по "зарплатным" налогам.
2. Объявить мораторий сроком минимум на пять лет на какое-либо повышение налоговых ставок. Если еженедельный привес (дополнительный вес) скота на откорме падает, то это не значит, что надо больше резать скота, его надо лучше кормить, а не резать в больших масштабах.
3. Отменить или, по крайней мере, не трогать налог на имущество, налог на землю, на транспорт — таким образом стимулировать потребительский спрос на дорогие товары. Посмотрите: чем дороже человек купил машину, тем больше денег получила компания-продавец и тем больше она заплатит налогов. Это будет стимулировать автомобильную промышленность к выпуску качественных моделей, а не дешевок.
Давайте поощрять способных, и получим много способных. А пособие по безработице выплачивать, только если человек занят на общественных работах. Это будет стимулировать его к поиску работы, это стимулирует повышение профессионализма, мотивирует сотрудника держаться за свое рабочее место.
4. Акцизы на спирт и сигареты повысить, установить единую цену конечной реализации этой продукции в розницу.
5. Систему взимания НДПИ не трогать минимум 10 лет. Это будет в некоторой степени подушкой безопасности предлагаемых мною реформ.
6. Немедленно ввести заявительный регистрационный порядок в ФНС методов, если хотите, схем оптимизации налоговых платежей с соответствующим юридическим обоснованием на основе Налогового кодекса и прочих законов России. Это автоматически снизит "серо-черные" зоны неуплаты налогов. Ввести подтверждение этих схем через арбитражные суды и делать их общеизвестными. Налогоплательщик доказал через суд, что придуманная им схема оптимизации налогов законна, значит, она может применяться. И пусть налоговики через суд доказывают обратное. Налоговики доказали обратное? Что ж, с момента вынесения нового решения суда (но ни в коем случае не с момента использования схемы) работаю по старым правилам.
Нет никакой проблемы расписать вышеперечисленные системные меры в виде подробных инструкций. Проблема общества и людей в нем в том, что его все время пытаются спасти и улучшить. Для этого в центре Москвы посадили думать сотни думающих людей. Вот они и выдумывают.
Господа, это общество не выдержит очередного спасения. Людей в этом обществе не надо спасать и не надо пасти — люди не животные, они от Бога (даже бывшие коммунисты в попытке это понять побежали в церковь). Людям нужны простые, не меняющиеся десятилетиями правила и система поощрения наиболее порядочных из них.
Владимир Туров - специалист по налоговому планированию, построению индивидуальных налоговых схем и холдингов, оптимизации финаносвых потоков. В 1996-2000 годах Владимир Туров работал замглавы Балашихинского района, ранее являлся помощником депутата Госдумы РФ. С медалью окончил Новосибирское высшее военное командное училище МВД СССР, получил высшее образование в Российский академии им.Плеханова, а в 2006 годуобучался по программе под эгидой Центра граждаснких инициатив и Конгресса США.
Юридический трест "Туров и партнеры" был учрежден Владимиром Туровым в 2003 году.