апрель 19, 2011
В конце марта в Москве проходил ежегодный форум Института Адама Смита "Российская розничная торговля". В рамках сессии "Оценка и анализ новых и существующих стратегий и идей" директор группы компаний "Обувь России" рассказал, почему инвесторы после кризиса стали с интересом относиться к обувному ритейлу.
Обувной рынок до кризиса был недооценен инвесторами. Тогда все вкладывали деньги в более развитые розничные сегменты, такие как food-ритейл, сотовый ритейл, торговля бытовой техникой. Однако эти рынки уже не имеют такого потенциала роста, как раньше, поскольку практически полностью консолидированы. Кризис показал устойчивость и перспективность новых рынков, таких как обувной ритейл. Обувь относится к товарам первой необходимости и занимает второе место после продуктов питания. Несмотря на то что рынок просел на 15–20% в 2009 году, он достаточно быстро восстановился в 2010 году. По оценкам экспертов, в ближайшие несколько лет обувной рынок будет прирастать на 10–12% ежегодно. И такая динамика обувного рынка не может не интересовать инвесторов.
В 2010 году ряд крупных обувных ритейлеров возобновили рост сети, что неслучайно. Обувной рынок на сегодняшний день слабо консолидирован и малонасыщен, поэтому есть огромные возможности для укрупнения сетей и освоения новых регионов. Потенциал рынка большой, что объясняется и прогнозируемым ростом потребления. На сегодняшний день россиянин покупает в среднем 2,8 пары в год. По этому показателю мы сильно отстаем от Европы (четыре-пять пар) и США (шесть-семь пар). Однако с учетом ярко выраженной сезонности у нас потенциал роста потребления — как минимум до 4,5–5 пар.
Все эти факторы обусловливают рост интереса к обувному рынку со стороны инвесторов. В 2010 году инвестфонд UCP выкупил 36% акций группы компаний "Монарх". Весной этого года крупнейший обувной ритейлер России "ЦентрОбувь" объявил о планах по IPO.
Наша компания также планирует активно работать на открытом рынке капитала и привлекать внешнее финансирование. В первом полугодии мы намерены разместить облигации в объеме 700 млн. рублей. Эти средства наряду с собственными средствами компании в соотношении 50х50 будут направлены на финансирование нашей инвестпрограммы до 2015 года. Согласно ей мы планируем увеличить чистую выручку с 1,6 млрд. рублей по итогам 2010 года до 7,5 млрд. рублей по итогам 2014 года и расширить сеть со 120 до 450 магазинов.
Наиболее перспективным сейчас является среднеценовой сегмент, доля которого на обувном рынке составляет 30%, и она будет в дальнейшем расти. Это объясняется тем, что будет расти покупательская способность именной той части населения, которая имеет средние доходы. Это люди, которые могут позволить себе покупать хорошую обувь и рассматривают ее не просто как товар, а как часть стиля жизни. Учитывая данные тенденции в изменении потребительского поведения, обувные компании будут больше вкладывать в развитие брэндов и построение долгосрочных отношений с покупателями. Мы тоже в своей программе развития делаем ставку на укрепление брэндов и разработку масштабных маркетинговых кампаний, которые включают предложение нестандартных для рынка услуг (таких как обувь в рассрочку).