Представители партий спорят о том, нужно ли в крае менять выборы на назначение

апрель 20, 2011

Все идет к тому, что выборы глав городов и районов края в обозримом будущем  превратятся в анахронизм. Сегодня более половины муниципальных образований изменили уставы и предпочли назначение главы администрации по контракту его выборам. Из городов выборными пока остаются Алейск и Рубцовск, но последний, скорее всего, тоже в ближайшем будущем введет институт сити-менеджера. В "Единой России" не скрывают, что рекомендуют муниципалитетам такую форму управления. Оппозиция же утверждает, что партия власти поставила норму закона себе в услужение. Газета "Ваше дело" представляет спор партий на тему выборности/назначаемости глав администраций.

Выборы.
Олег Богданов

Мы не настаиваем и не продавливаем

Стелла Штань.
Анна Зайкова
Партия, имеющая большинство в местных парламентах, так или иначе оказывает влияние на назначение главы муниципалитета. И речь идет не о давлении на депутатов, а об аргументированном убеждении. Так считает Стелла Штань, председатель комитета АКЗС по местному самоуправлению, член "Единой России" ("ЕР").

— Стелла Ивановна, президент Дмитрий Медведев заявил, что нужно усиливать участие граждан в политической и общественной жизни. На ваш взгляд, не противоречит ли отмена всенародных выборов в муниципалитетах этому призыву?

— Законодательство содержит свыше 10 форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления: начиная от местных референдумов и заканчивая правотворческой инициативой. И выборы — только одна из этих форм. Да, они более знаковые, интересные. Но люди  без особого желания занимаются, например, территориальным общественным самоуправлением, другими формами самоорганизации. Взять те же публичные слушания. Когда нет "жареного" интереса, я что-то не вижу ажиотажа, например, на слушаниях по бюджету города, по важным программам развития. Думаю, президент в своем заявлении имел в виду именно многообразие форм участия.

— Неужели в крае нет территорий, где выборы показали бы свою состоятельность?

— Когда система работает с оглядкой на субъективный фактор, она всегда дает сбой. Я считаю, что мы должны сделать такую модель местного самоуправления, которая бы работала вне зависимости от личности. Я всегда привожу пример: бывший мэр Барнаула Владимир Баварин в начале своей карьеры был назначаем, потом он избирался. Принципиальных различий в его работе не было, потому что он грамотно и умело подходил к ней.

— Ваши политические оппоненты говорят, что норма закона о назначении глав администраций муниципалитетов используется в крае только в интересах "Единой России".

— Задача любой партии — приход к власти. Имея большинство, "ЕР" так или иначе влияет на назначение менеджера муниципалитета. Любая партия действовала бы точно так же.

— А может ли сейчас стать главой администрации города или района человек, не являющийся членом "ЕР"?

— Однозначно — да.

— Много ли подается документов от кандидатов других партий для участия в конкурсах?

— При подаче документов вообще не нужно указывать партийность. Пожалуйста — г-н Савинцев! У нас есть и другие беспартийные кандидаты, скажем, в Чарышском районе. Поэтому нужно оценивать ситуацию, какой она является на самом деле, а не так, как хочется кому-то.

— Но те же "справедливороссы" приводят пример Змеиногорского района, где сначала депутаты проголосовали за их кандидата, а потом процесс отыграли назад, и сити-менеджером назначили кандидата от "ЕР".

— А почему они до конца не пошли? Они могли бы обжаловать это решение в суде.

— Оппозиция говорит: "ЕР" продавливает своих кандидатов. Какова степень влияния партии на процесс внесения поправок в уставы?

— Ну, как мы продавливаем? Возьмем райцентр Хабары. Глава — член партии, председатель Совета — член партии. Но они этот процесс пока отложили. И мы не настаиваем и не продавливаем.

— А в Бийске и Рубцовске как складывалась ситуация? Для вас было принципиально изменить уставы в этих городах?

— Думаю, да. Это крупные муниципальные образования, где элемент профессионального управления должен присутствовать.

— Говорят, в тех муниципалитетах, где вносились поправки в уставы, вы лично участвовали в уговорах депутатов, давили на них.

— Я веду разъяснительную работу. А сила убеждения всегда должна присутствовать, тем более я вправе высказывать свою точку зрения в силу профильности комитета, который возглавляю.

— Можно ли уже сегодня делать выводы, кто эффективнее работает: назначенные главы администраций или избранные?

— Сегодня начали возникать вопросы там, где главы избраны, скажем, в Локтевском районе. А там, где контрактные главы: в Топчихинском, Поспелихинском, Заринском районах, — страсти улеглись и главы нормально работают. Хотелось бы еще, чтобы законодатель четче обозначил круг обязанностей глав образований, возглавляющих депутатский корпус, чтобы они во вкус не входили. У меня язык не поворачивается назвать их "глава города". Я считаю, что это некорректные формулировки в законе. Как только человека начинают называть главой города или района, у него что-то внутри щелкает, и — "очень приятно, царь". Это противостояние иногда проявляется. Глава муниципального образования говорит главе администрации: "Я тебя назначил". Думаю, со временем эти противоречия законодатель снимет, и именно через роль и авторитет депутатского корпуса и создаваемых фракций.

У нас кандидатов не хватает

Андрей Щукин, депутат АКЗС.
Олег Богданов
У назначения глав администраций много плюсов, однако партия власти поставила этот механизм себе в услужение, отчего сама идея закона о возможности назначить эффективного менеджера не работает. В этом уверен Андрей Щукин, лидер Алтайского отделения ЛДПР.

— Андрей Евгеньевич, ранее вы высказывались за назначение глав администраций и отмену выборов на уровне муниципальной власти. Вы сохранили эту позицию?

— Да, это общепартийная позиция. Но отличие края состоит в том, что система назначения здесь необходима администрации края. Когда пришла к власти команда губернатора Карлина, все ее выдвиженцы на посты руководителей муниципалитетов на выборах проигрывали. Напомню: был в Бийске Тарада — он вылетел в первом же туре. В Рубцовске был Жеребятьев, милиционер, — тоже очень мало голосов набрал. Кто мог посоветовать выдвигать в Рубцовске милиционера, в городе, где половина населения судима?! Попов заменил Золотарева в Павловске. Когда появилась норма, позволяющая заменить выборы назначением, ее стали внедрять. И эта машина действует. Но мы не будем поддерживать этих людей. Они относятся к правящей партии, а не к нашей. И мы считаем, они не будут способны решать проблемы муниципалитетов.

— Чего же вам не хватает, чтобы участвовать в конкурсах на замещение должности главы администрации?

— Кандидатов не хватает. Нормальных, адекватных кандидатов, не маргиналов. К тому же это новая процедура, мы еще не перегруппировались, не посмотрели, кто может справиться с этим. Конечно, мы планируем в дальнейшем участвовать в конкурсах. Но и особой эйфории не испытываем, потому что все равно на эти посты ведут определенных людей от партии власти.

— Степень влияния "ЕР" на эти процессы тотальная?

— Стопроцентная.

— Все кандидатуры согласуются с администрацией края?

— Абсолютно.

— Но, может быть, "ЕР" предлагает кандидатов, которые действительно соответствуют всем качествам эффективных управленцев?

— Нет-нет! Если бы они им соответствовали, то были бы самостоятельны. А самостоятельности нет. Все главы встроены в вертикаль и вынуждены плясать под чужую дудку.

У назначения много плюсов. Раньше были выборы. Главу избирали, и он мог послать всех и полностью провалить работу. Я могу даже пример привести — Мещеряков, избранный глава Быстроистокского района, мой оппонент. И его никак не снять! А если назначенный глава не справится, ему можно сказать: "Все, свободен, на выход!" Но "ЕР" выбирает кандидатов по принципу не эффективности, а преданности партии. Например, выступает новый сити-менеджер Барнаула, у него через предложение слово "губернатор" или "мы благодарим губернатора". Ну, это перебор уже, слишком приторно. При этом каких-то особых положительных изменений в городе я пока не заметил.

— В Конституции написано, что источником власти в России является народ. Как это соотносится с назначениями глав?

— Никак. У нас партия власти живет отдельно, народ отдельно. Все это понимают.

— Весь вес, который имеет сегодня ЛДПР во власти, получен благодаря выборам. Почему же вы выступаете против них?

— Мы всегда говорили о назначаемости всей вертикали исполнительной власти. Законодательная должна избираться. Но мы против конкретной ситуации в Алтайском крае.

— Так она по всей России одинаковая…

— Нет. Не отменили ни одних муниципальных выборов в Кузбассе. Потому что там есть уверенность, что народ выберет того, кого надо. И в Новосибирской области не отменили. В итоге мы видим, что Куйбышев взят элдэпээровцами, Бердск — коммунистами, город Обь — "Справедливой Россией". Так там уровень жизни какой! По сравнению с Алтайским краем — небо и земля. И там выборы не отменяют. Там другие люди, другие специалисты. Появились вопросы у право­охранительных органов к  мэру Новокузнецка —  его сняли. Приехал первый заместитель Тулеева туда, был и. о., прошел выборы — набрал 82%. Так он готовый специалист! В других регионах доверие со стороны населения к власти есть, а у нас — нет, потому что уровень жизни низкий.

— Будет ли, на ваш взгляд, доведен до конца процесс перехода от выборов глав к их назначению в крае?

— Я в этом уверен. Где-то не будет получаться — индивидуально поработают. Ломают же людей. Что будет плохого от того,  что у нас в муниципалитетах на постах глав администраций и в представительных органах появятся представители других партий? Ничего. Так нет же — надо сломать.

Это механизм закрепления старой элиты

Владислав Вакаев.
Анна Качурина
Массовое изменение уставов городов и районов края предпринято "Единой Россией" для того, чтобы согласованные кандидаты на выборах в Госдуму и краевой парламент обеспечили хороший результат. Но процесс введения института сити-менеджера может сыграть на руку и оппозиции, считает Владислав Вакаев, и. о. секретаря бюро — руководитель аппарата регионального отделения "Справедливой России" ("СР").

— Владислав Александрович, как вы оцениваете степень влияния "ЕР" на процесс внесения изменений в уставы городов и районов края?

— Она максимально высока. Никто не скрывает, что эти процессы продавливает партия власти. Она это делает с целью подготовки плацдарма для выборной кампании. Сегодня рейтинг партии власти настолько низкий, что в "ЕР" царит настоящая паника. Они не знают, как достичь хорошего результата на выборах. В связи с этим намерены использовать привычные для себя административные рычаги. И будучи неуверенными в выборных главах муниципалитетов, они выстраивают управляемую вертикаль, которая должна дать результат. Это будет главная установка для назначенных глав и основной критерий их работоспособности.

— А как технически происходит навязывание?

— Например, Стелла Штань появляется в территориях, где собираются пересматривать устав, и активно лоббирует эту идею. Неофициально это проходит в виде вызова депутатов на ковер — не только к ней, но и к чиновникам краевой администрации.

— Разве нельзя говорить о том, что среди назначенных глав есть эффективные управленцы?

— Отчасти можно. В паре случаев это даже необходимо. Например, в Бийске. Мы впервые поддержали поправки в устав, потому что для Бийска это тактически необходимо. Там есть шанс привести к власти достойного человека, который бы никогда не стал главой через выборы.

— Ваша партия ведет активную работу на местах, в том числе в районах, где уже работают назначенные главы. Вы можете сравнить степень эффективности избранных и назначенных глав?

— Системного мониторинга мы не проводили. Речь идет о принципе. Но есть неудачный опыт Новоалтайска — это самый яркий пример неуспеха назначенного главы. В Славгороде есть масса вопросов к Кропову. Вообще, у нас в крае назначение глав администраций превращается в инструмент сохранения у власти нужных людей — лояльных к власти. Это механизм закрепления старой элиты. Возможно, в краткосрочной перспективе мы и не почувствуем сильного ухудшения, но в долгосрочной увидим резкое падение качества управления.

— У вашей партии есть опыт участия в конкурсе по назначению главы администрации.

— Да, в Змеиногорске. Тогда всем показали, что будет, если мы попытаемся претендовать на место в структуре власти. Там пошли даже на отмену результатов голосования депутатов, чтобы не прошел наш кандидат. Все было улажено в ручном силовом режиме. Хотя к самому кандидату никаких претензий не было, он был просто не свой.

— Но у "СР" был успешный пример участия в выборах главы в Шипуновском районе. Однако ваш кандидат не отработал полностью срок и покинул пост со скандалом.

— Иван Петрович Бергин за два года очень много сделал для района, эффективно отработал. Плюс удержал район в период кризиса от каких-либо потрясений — коммунальных или финансовых. Теперь что касается скандала. У человека возникли форс-мажорные обстоятельства, и он занял денег у другого человека — руководителя муниципального предприятия. Затем вернул их, но с опозданием. Но он занял — не украл! Если бы это была вертикаль, то просто на откате эти деньги заработали бы, и все. Этот человек не украл ни копейки.

— Какие у вас шансы продвинуть своих кандидатов на пост сити-менеджера хотя бы там, где в местных парламентах есть ваши депутаты?

— Никаких. Но тут вот что важно отметить. Система отмены выборов сыграет важную роль в развитии оппозиционных партий. Они наконец превратятся в важный механизм принятия политических решений. Что происходит в районе при назначенце? Он начинает работать с оглядкой наверх, невзирая на проблемы населения. При этом он всячески скрывает эти проблемы. Население никак не может повлиять на главу. И вот тут-то выходит на арену оппозиция, которая ставит вопрос на краевом уровне. И все начинает волшебным образом меняться. Мы уже этот механизм опробовали. Пример — в Мамонтове власть решила продать спортзал под торговый центр. Мы заявили эту тему — из края раздался гневный окрик, и тема "рассосалась" в течение двух часов.

Народ должен определиться сам

Игорь Вольфсон, депутат АКЗС (фракция КПРФ).
Олег Богданов
Представители оппозиционных партий имеют шансы стать главами администраций даже по контракту. Правда, после этого они, скорее всего, вступят в "Единую Россию" или станут ее сторонниками. "ЕР" продвигает процесс смены выборов на назначение и делает это в приказном порядке. Так считает член фракции Игорь Вольфсон, КПРФ в АКЗС.

— Игорь Бениаминович, считается, что КПРФ сильна на выборах. Есть мнение, что поэтому коммунисты выступают против назначения глав муниципалитетов, где у них почти нет шансов. Вы согласны с этим?

— Я не вижу здесь никакой связи. На всех последних выборах побеждают представители "ЕР". Я считаю, что люди должны сами определять, избирать им главу или назначать, чтобы при этом на них никто не давил. Когда я был председателем комитета АКЗС по местному самоуправлению, всегда такую политику и проводил. Сейчас всех принудительно заставляют менять уставы. Подчеркиваю — заставляют! Поскольку считается, что у нас демократия, я вижу такой подход неправильным. Если по Конституции органы местного самоуправления имеют право определяться сами, то они и должны это делать. А сейчас им просто говорят: делайте так, и все.

Практика показывает, что даже губернатор — тоже назначенный — очень активно и добросовестно исполняет то, что предписывается федеральной властью и в рамках ее полномочий. Сейчас продвигается подход софинансирования, многие программы запускаются на таких условиях. И губернатор исполняет эти требования. А вот на выполнение своих функций у него не всегда находятся время и желание. Одна из таких функций, например, предоставление жилья сиротам. Они оканчивают профессиональные образовательные учреждения, и их выбрасывают на улицу. Этот вопрос губернатор не решает.

То же самое можно сказать о местных властях. У них финансовые возможности еще меньше. Поэтому назначенные главы, которым на выборы не идти, в первую очередь будут исполнять то, что нужно федералам и краевым властям. А на свои полномочия, которые охватывают текущие, первоочередные проблемы людей, у них ни денег, ни других возможностей не хватит.

— То есть процесс назначаемости глав администраций, вроде бы нанятых местным депутатским корпусом, фактически усиливает подчиненность краевым властям?

— Всем понятно, что в нашем регионе глава района или города будет назначен только по согласованию с администрацией края. Думаю, никаких отклонений от этой практики не произойдет.

— В "ЕР" говорят, что член другой партии может стать главой администрации муниципального образования.

— Да нет проблем! Он им может стать даже при назначении по контракту. Но он потом быстро становится или сторонником, или членом "ЕР". Например, в Волгограде мэром избрали молодого парня по линии КПРФ. Потом он вступил в "ЕР" по просьбе трудящихся, а сейчас его выгнали с работы, отстранили от должности.

— От вашей партии кто-то участвовал или желал участвовать в конкурсах на право занять пост главы администрации?

— Я за этим плотно не слежу. Но, например, в Барнауле не было никакого смысла участвовать в таком конкурсе. Результат был предсказуем. В выборах еще можно было побороться, хотя и выборами их только относительно можно называть.

— Известны ли вам случаи, когда главами городов в соседних регионах были бы коммунисты?

— Избранными? Конечно. В Новосибирской области недавно молодого парня избрали. В Иркутской области в двух или трех городах коммунисты выиграли. Но в той же Иркутской области одного "вступили" в "ЕР" или в ее сторонники, а на другого уголовное дело возбудили, и ему пришлось писать заявление "по собственному желанию".

— Насколько высока степень влияния "ЕР" на процесс изменения уставов?

— Я считаю, что они определяют этот процесс. Тут, правда, есть разные мнения, кто определяет: "ЕР" или губернатор через "ЕР".

— На ваш взгляд, будет в крае завершен процесс перехода от выборности к назначаемости?

— Во всех ключевых городах — Барнауле, Бийске и, думаю, вскоре Рубцовске — изменения уже внесены. Если в каких-то районах и воспротивятся этому процессу, то существенной роли это уже играть не будет.

Плюсы и минусы

У системы назначения глав местных администраций есть свои плюсы и минусы. К первым эксперты относят возможность отбора кандидатов по профессиональным качествам, более понятный процесс отстранения неуспешного главы. Однако этот механизм лишает население возможности самому выбирать главу, соответственно, нарушает обратную связь с жителями, исходя из практики — ставит в зависимость муниципальную власть от региональной.