апрель 21, 2011
После того как в Бийске был изменен устав города и введен институт сити-менеджера, в политическом сообществе края стала обсуждаться возможность досрочного ухода Анатолия Мосиевского с поста мэра. Срок его полномочий истекает в апреле 2014 года, но сейчас в Бийском суде рассматривается уголовное дело в отношении Мосиевского – главу города обвиняют в превышении должностных полномочий. Тем временем проигравший Мосиевскому на выборах 2010 года Андрей Нагайцев продолжает оспаривать через суды итоги выборов. Вот что обо всем этом говорит сам Анатолий Мосиевский.
Анатолий Мосиевский.
Олег Богданов
– Анатолий Викторович, что вы думаете об изменении устава города и отмене выборности мэра?
– Я свое мнение по этому вопросу высказал, когда еще не был главой города. Демократия просто так не достигается. Есть три стадии движения к ней: первая – когда все развалено, на этом этапе нужна диктатура. Потом появляются элементы коллегиальности в управлении, а уж на третьем этапе, когда создана эффективная система управления и работают законы, можно и избирать руководителя. А при современных выборных технологиях можно Шарикова или Швондера избрать. Так что решение это абсолютно правильное, право народа на выборы главы города не нарушается. На администрацию возложено огромное количество хозяйственных функций, политик-говорун здесь не справится.
– Но вы же сами пришли к власти через выборы.
– Тогда другой системы не было. Я приехал в Бийск десять лет назад на полгода, меня пригласили, чтобы поправить экономическое положение на
ТЭЦ-1. Мне сына не хотелось от учебы в лицее отрывать, и я решил остаться здесь. А хотелось жить в хорошем городе. Вот я и согласился участвовать в выборах, чтобы сделать его хорошим. Люди выбрали не
Мосиевского, а результаты его предыдущей работы.
– Судебные процессы мешают вам работать?
– "Нагайцевские" суды меня не интересуют абсолютно, я туда не хожу. Когда следствие копало мою биографию от момента зачатия, я тоже в этом не участвовал. Сейчас вынужден присутствовать на заседаниях суда. Сидеть и слушать эти надуманные обвинения мне, конечно, морально тяжеловато и отнимает рабочее время. Сейчас все обвинения в суде разваливаются. Все они высосаны из пальца. Я ничего не нарушал. У меня достаточно опыта руководства, чтобы не допустить превышения своих полномочий.
Та администрация, которая была до меня, и та, которая сегодня, – это "две большие разницы", как говорят в Одессе. Раньше накапливалось по тысяче вопросов нерешенных, не выполнялись сроки. Сегодня таких ситуаций нет. Мы подняли исполнительскую дисциплину и создали систему управления, где невозможно не выполнять своих обязанностей. Многие люди, работающие здесь, считали, что это кормушка, они были уволены. Теперь некоторые из них выступают в суде свидетелями против меня.
– А создание того внебюджетного фонда вы не считаете нарушением?
– Никакого внебюджетного фонда я не создавал, все добровольные пожертвования шли только в бюджет города, каждая копейка тщательно контролировалась. Раньше ни один кусочек земли бесплатно не был выделен, только все эти деньги шли в чей-то карман, а я направил их в бюджет. Я выступал на совете директоров, письма направил всем предпринимателям: давайте вместе порядок в городе наводить. Но это было предложение, а давления в зависимости от того, перечислены деньги или нет, ни на кого оказано не было.
Эннс (предприниматель, именно после его обращения в прокуратуру было возбуждено уголовное дело в отношении Мосиевского. – прим.ред.) пытался несовершенство наших законов использовать в корыстных целях: купил разваленное здание на берегу реки и пришел ко мне просить выкуп земли как под действующим промышленным предприятием. А такая земля стоит копейки. Но я препятствую спекуляциям с землей. Я ему сказал: берите землю в аренду и стройте, а потом будем разговаривать о выкупе. Он несколько раз пытался добиться своего, и у меня стало складываться впечатление, что он не собирается ничего строить, а хочет купить задарма землю и перепродать. У него были варианты: купить незаконно землю за 200 тысяч как под предприятием, - а там руины были, - или вариант, который я ему предложил, оформить аренду, построить салон и тогда произвести выкуп, земля обошлась бы ему в два миллиона рублей. Эннс настаивал на выкупе. Ему была названа рыночная цена участка – 15 миллионов, экспертиза вообще оценила этот участок в 16 миллионов. Я сказал, если вас что-то не устраивает – подавайте в суд. Многие физические и юридические лица, которым мы отказывали по разным причинам в выкупе земли, подавали в суд. 90% по таким искам выигрывали мы, и только 10% - у нас. И мы молча выполняли решение суда. Но ему надо было другое. Он подал заявление в прокуратуру, что я вымогаю у него 15 миллионов. Прокуратура отказала ему в возбуждении дела, он пошел к Пономареву, и тот своим распоряжением возбудил это дело.
– Может это уголовное дело служить средством политического давления на вас?
– Конечно, все эти уголовные дела четко были вписаны в алгоритм предстоящих выборов главы города. Но выборы 2010 года я выиграл с разницей не в 70 голосов, а несравнимо большей. Такая маленькая разница была достигнута нечистоплотными действиями со стороны претендента. Это нетрудно доказать, но мне это не нужно.
– А кто может стоять за этим делом?
– У любого руководителя есть оппоненты. Не будем говорить о каких-то конкретных фамилиях. Целая мафия ведь сложилась вокруг распределения ресурсов, простому человеку было невозможно ни один вопрос просто так решить... Скольких людей я от кормушки отодвинул – они сейчас объединились вокруг Нагайцева.
– Предложения освободить пост досрочно к вам поступали?
– Если вы имеете в виду краевую власть, повторяю, я говорил и губернатору, и его первому заместителю, что, если я чем-то не устраиваю, я воевать за это место не собираюсь, а тут же сяду и напишу заявление. Чтобы убрать меня с этой должности, могут вынести обвинительный приговор и присудить сто рублей штрафа, но решения суда я никакого не боюсь. Я за кресло мэра не держусь. И без суда, если мне губернатор скажет, я уйду. Я и на выборы оба раза шел только с его согласия. При существующей системе вступать в конфронтацию с исполнительной властью – полнейшая глупость, и я этого никогда делать не буду.
Но уйти досрочно - мне таких предложений никто не делал. Правда, не исключен вариант, что я сам уйду. Думаю над этим. Я руководителем работаю больше 30 лет, я был приучен: в карман себе не клади, и в интересах дела можно пренебречь какими-то формальностями. У меня всегда была, как говорится, спина защищена. Сейчас я не чувствую себя защищенным. Закроют это дело – завтра другое могут открыть. Я хозяйственник, к хозяйственнику в любой момент можно придраться: не так бумагу оформил, не там запятую поставил… Зачем мне это надо? Я свое дело сделал: в городе тепло, светло, чисто, система управления не окончательно, но создана. Пусть теперь кто-нибудь другой в этом кресле посидит…
– А есть кому его передать?
– Пока я занимаю эту должность, я буду работать ответственно и профессионально. А что будет потом, время покажет. Кто займет пост главы администрации в следующий раз, будет определять конкурсная комиссия, но, естественно, решающее слово будет за губернатором.
Анатолий Мосиевский оценивает работу своей команды в 2010 году и ставит задачи на будущее.
– Я занимаюсь мелочами, чтобы главное выходило само собой, потому что все глобальные проблемы – это вовремя не решенные мелочи.
В кризисные годы мы сделали главное – не уронили производство и сохранили рабочие места. Безработица в 2010 году была 1,5% – ниже, чем до кризиса (2,2%). Рост заработной платы у нас самый высокий по краю, порядка 120%. Пока сложно соперничать по уровню зарплат с Барнаулом, Заринском, Новоалтайском, Белокурихой, но мы обойдем их.
Да, кризис больно ударил по городу, были сокращены инвестиционные программы: по капитальному ремонту жилья, развитию наукограда. Но нам удалось выжать из них все по максимуму: мы закончили все строительные объекты, у нас нет недостроев. Мы закончили ремонт моста, строительство двух станций обезжелезивания. Сейчас работаем над тем, что будем менять все трубопроводы, чтобы люди могли безбоязненно пить воду из-под крана. А вообще у нас качество воды лучше, чем в Новосибирске и в Санкт-Петербурге. Построили детский сад на 300 мест, памятник Петру I поставили. Ветеранам квартир дали больше, чем в Барнауле. На 280 млн. рублей увеличили собственные доходы бюджета. За четыре года дополнительно привлекли в бюджет 4,5 млрд. рублей инвестиций: 1 млрд. – по линии наукограда, 1 млрд. 680 млн. – собственные доходы и еще около 2 млрд. – за счет активного участия в федеральных и краевых программах. Расходы раньше шли в основном на зарплату и оплату коммунальных услуг, а сейчас почти 50% бюджета идет на улучшение жизни в городе. Город по сравнению с 2006 годом изменился кардинально.
В программе стратегического развития города до 2025 года поставлена главная цель – благополучие людей. Мы поставили цель создать в Бийске мощный средний класс, с ежемесячным доходом две тысячи долларов. Ничего невозможного в этом нет, я на примере ТЭЦ показал, как это можно сделать. Этой цели мы достигнем с помощью реализации трех блоков: развитие научно-промышленного комплекса, туризма и малого предпринимательства. Предприятиям НПК города нужно увеличить выпуск продукции в 6-8 раз (в 8 – в действующих ценах и в 6 – в сопоставимых), и мы четко реализуем эту программу. За 5 лет (2005-2010 гг.) мы прибавили 17 млрд: в 2005 году 10 млрд. рублей, в 2010-м – 27 млрд.). К 2025 году 17х4 =68 млрд. рублей, плюс 10 млрд. 2005 года. Получается 78 млрд. рублей т.е. увеличение в 8 раз, и такая динамика увеличения выпуска продукции будет выдержана. Для этого есть реальные возможности.
В прошлом году два миллиона туристов проехали через Бийск. Мы отрабатываем экскурсионные маршруты, начинаем строить "Золотые ворота", которые попали в федеральную программу. Благодаря соглашению, подписанному губернатором Александром Карлиным с Западно-Сибирской железной дорогой, построен современный вокзал. На встрече губернатора с министром транспорта достигнута договоренность о строительстве в Бийске международного аэропорта.
В развитии малого бизнеса у нас в стране пробуксовка: количество малых предприятий не увеличивается по сравнению с 90-ми годами. По Бийску динамика положительная, доля выпуска продукции малыми предприятиями все время увеличивается: в прошлом году она составляла уже около 34%. Малым предприятиям сложно закрепиться на рынке и поэтому пока большой бизнес не начнет создавать малый, эта пробуксовка будет продолжаться. На это мы и ориентируем наши предприятия.