апрель 26, 2011
Строительство жилья в Барнауле сегодня развивается во многом благодаря квартальной застройке. В чем преимущества комплексного подхода и каковы его перспективы? Об этом мы побеседовали с Зинаидой Герасимович, директором компании ОАО "Барнаулкапстрой".
Зинаида Герасимович, директор компании ОАО "Барнаулкапстрой".
Анна Зайкова
— Зинаида Александровна, в чем преимущество квартальной застройки?
— Они очевидны. Например, точечная застройка происходит там, где все построено. Это создает неудобства жителям этих районов.
Комплексная застройка предполагает свободный квартал, в котором приходится начинать с нуля. В этом и преимущество — неудобства для жителей минимизированы. Другие дома строятся, когда люди еще только ведут ремонт, заселяются, поэтому от них нет жалоб. К тому же новые кварталы в Барнауле проектируются сразу с учетом всего соцкультбыта — это магазины, садики, школы. Это очень удобно, и у нас есть примеры того, что такие кварталы очень популярны у горожан.
Возьмем квартал 2000. Квартиры в нем пользуются огромным спросом. О нем уже даже говорят как о микрорайоне богатых, хотя там живут вполне обычные люди. Просто на это жилье есть спрос, который влияет на повышение цены. То же касается микрорайона Невский и квартала 2001.
Вообще квартальная застройка является правильной для любого города. В том числе для Барнаула. Есть генеральный план города, в котором просматриваются перспективы именно квартальной застройки.
— Такой подход как-то влияет на стоимость жилья?
— При точечной застройке надо перекладывать существующие магистральные сети, что проблематично. При квартальной же прокладываются новые сети. Естественно, что это и дешевле, и дает возможность снижать стоимость квадратного метра.
— Правда ли, что в Барнауле комплексное строительство развивается лучше, чем в соседних сибирских городах?
— В свое время в Барнауле было принято правильное решение, благодаря которому стройкомплекс города получил ресурсы для развития на годы вперед. Тогда была проблема коррупции, связанной с перепродажей земельных участков. Чтобы ее решить, прежняя администрация города пошла на то, что земля в будущих микрорайонах была отведена МУП "Барнаулкапстрой" для комплексной застройки.
Наша функция стала заключаться в том, чтобы разработать схему застройки, соблюсти все градостроительные нормы, провести необходимые слушания, продумать инженерные сети, после чего привлечь компании непосредственно к строительству домов. Наши ресурсы позволяют нам участвовать в федеральных программах, чтобы привлечь финансирование для строительства инфраструктуры. Такая работа в сотрудничестве с застройщиками получается очень эффективной.
В других городах таких структур действительно, как правило, нет. Как-то Игорь Петрович Перемазов, на тот момент заместитель главы городской администрации, ездил на всероссийскую конференцию, где рассказывал про схему застройки, реализуемую в Барнауле. Делегаты из других регионов были удивлены тем, что Барнаул до этого додумался, а остальные — нет.
— Тогда многие критиковали такую схему за якобы большую степень коррупционности…
— Какая могла быть коррупция? Мы землей не торговали и никогда не будем этого делать. Мы были МУПом, сейчас акционерное общество, но на 100% принадлежим муниципалитету. И обвинить нас в коррупции невозможно. Основная наша услуга — ведение строительного контроля, без которого процесс строительства невозможен.
— Практика показала, что тогдашнее решение барнаульских властей было правильным?
— Абсолютно. Если бы этого не сделали, то строительство жилья в городе встало бы года четыре назад. Строить было бы негде. А сейчас благодаря тому решению Барнаул имеет весьма хорошие темпы ввода жилья.
То, что нам сегодня предлагают покупку земли с аукциона, — это не перспектива. К тому же в тот момент первые аукционы показали, что цена на участки слишком высока. При этом оказалось, что строители покупают фактически кота в мешке. Неизвестно было, какие там сети, какую нагрузку они выдержат. Все это могло потребовать значительных расходов на магистрально-инженерную инфраструктуру.
— Единственная претензия к квартальной застройке, о которой приходилось слышать, заключается в том, что в ней больше риска. Якобы одно дело, если у застройщика возникнут проблемы и он остановит лишь один дом, другое — если ему придется заморозить сразу целый квартал.
— Опасения необоснованные. Во-первых, комплексный подход не всегда предполагает одного застройщика. У нас на кварталах 2000 и 2001 строят несколько компаний. Даже если у одного появляются проблемы, мы ищем другого застройщика и разрешаем ситуацию.
Но даже если в квартале один застройщик, то это не значит, что он будет возводить сразу 10 домов. Например, компания "Жилищная инициатива" поступает очень грамотно: один дом строит, а на другом в это время решает вопросы сетей и обустройства площадки.
— Каковы перспективы квартальной застройки в Барнауле? Можно ли сказать, что будущее именно за комплексным строительством?
— По направлениям это в первую очередь Индустриальный район. Здесь будут построены новые кварталы вдоль Павловского тракта за улицей Сиреневой. Несколько районов у нас будет на так называемом северо-западе: рядом с кварталом 2034, в границе улиц Энтузиастов, Попова, Солнечная поляна, Павловского тракта. Два микрорайона появятся на левой стороне Власихинской — их уже осваивает "Жилищная инициатива".
Направление Змеиногорского тракта осваивается, но там будет в основном индивидуальная застройка. Еще по генплану рассматривался вопрос реанимации центра Барнаула, но эта тема очень тяжелая. Считаю, что, пока у нас не будет федерального закона по сносу частного жилья, ничего мы сделать с центром не сможем.