Топливный дефицит на Алтае перешел в политическую плоскость

май 3, 2011

Ажиотаж вокруг топливного кризиса, разразившегося на Алтае, постепенно спадает. Развязка последовала после вмешательства премьер-министра Владимира Путина. Это, впрочем, пока не принесет большого облегчения потребителям: бензин к частным розничным игрокам еще не поступил, и цены уже выросли. Накануне думских и президентских выборов сложившаяся ситуация создаст дополнительные проблемы "партии власти" и даст возможность оппозиционным партиям заработать на бензиновой теме дополнительные очки.


Андрей Никитин

Единственный выход

В конце минувшей недели Владимир Путин объявил о мерах по урегулированию бензинового кризиса. Среди них ограничение экспорта и увеличение поставок топлива в регионы.

Юрий Матвейко,
руководитель "Алтайского топливного союза":

Путин предложил единственно возможный выход из ситуации. Но пока мы не ограничим монополистов пошлинами, не наведем порядок на биржах, проблемы будут продолжаться. Я думаю, что в мае основная задача — отрегулировать ситуацию в стране, а потом Минэнерго должно выстраивать систему и следить за количеством нефтепродуктов в регионах. Мне кажется, чтобы стабилизировать положение, потребуется даже два месяца ограничений экспорта.

Генеральный директор сети "Ника" Геннадий Скулкин заметил, что сказанное премьером не может не радовать, но эти меры пока не позволят снять существующее напряжение. "Нам не хватило действий федерального центра по ограничению монополии и торговой наценки в рознице как минимальной, так и максимальной. Сейчас телевидение успокаивает население, но бензин потоком к нам не пошел", — отметил г-н Скулкин.

Директор сети "ТрансКам" Сергей Великов считает, что делать выводы исходя из одного только заявления рано, реального улучшения пока нет. "Как будет работать этот механизм, мы узнаем только после всех майских выходных", — сказал собеседник.

Бензиновая карта

Вмешательство премьера стало логичным продолжением бензинового кризиса, который в течение прошлой недели развивался не только в экономической, но и в политической плоскости. С одной стороны, корни дефицита лежат в политических решениях руководства страны по регулированию рынка. С другой — партии не могли упустить момент, чтобы не разыграть бензиновую карту накануне выборов в Госдуму и краевой парламент.

Пикантности конфликту придало членство Юрия Матвейко в партии "Справедливая Россия", что вызвало раздражение у "Единой России". И если выступление Бориса Трофимова, секретаря алтайского отделения "ЕР", было выдержанным, то комментарии другого партийного активиста, Василия Куца, выглядели странными. Г-н Куц прямо обвинил в кризисе независимых продавцов, назвав их посредниками, которые, по мнению "единоросса", задирают цены и, "чтобы не потерять кусок хлеба, вынуждены бастовать". Попутно Василий Куц не забыл упомянуть о партийной принадлежности г-на Матвейко, очевидно, намекая на политическую провокацию со стороны "СР".

Характерно, что официальные власти поначалу никак не комментировали сложившуюся ситуацию по существу. Лишь к вечеру понедельника краевое управление по промышленности и энергетике распространило официальный комментарий, в котором всю ответственность за кризис переложило опять же на "частников". Губернатор края Александр Карлин сначала был осторожен и акцентировал внимание на обеспечении топливом хозяйств перед посевной. С полноценными комментариями губернатор выступил лишь ближе к развязке конфликта, когда стало известно о поставке дополнительных объемов топлива в край. Так или иначе реакция властей, демонстрирующая контроль над ситуацией, была явно запоздалой, что вызвало раздражение у большей части автомобилистов.

Зато ситуацией сполна воспользовались политические оппоненты "ЕР". "Справедливороссы" ограничились несколькими политическими заявлениями, если не считать многочисленных комментариев в прессе уже упомянутого Юрия Матвейко, который, впрочем, выступал в основном от лица "Алтайского топливного союза".

Активисты "Партии народной свободы" предпочли уличный политический формат и провели серию пикетов около заправок "Роснефти" и "Газпромнефти" и зданий органов власти.

С небольшим запозданием к бензиновой теме подключились коммунисты. На очередной сессии АКЗС лидер фракции КПРФ Виталий Сафронов пригрозил, что в случае роста цен на топливо традиционные первомайские лозунги будут разбавлены бензиновой темой.

Тем самым оппозиционные партии заработали политические очки и поставили "партию власти" в еще более неловкое положение. Логично, что промахи местных чиновников и партийных функционеров могли компенсировать только действия высшего руководства страны. Наблюдатели предрекали: вернуть бензин на заправки может только волевое решение правительства. Так и случилось: в четверг Минэнерго после указаний премьер-министра Владимира Путина ввело ограничение на экспорт топлива за рубеж.

Впрочем, политических дивидендов развязка топливного кризиса властям не принесет: раздражение от нехватки бензина сменится недовольством выросшими ценами. Уже сейчас на ряде заправочных станций розничная цена на Аи-92 поднялись с 21 до 27 рублей за литр.

Прямая речь

Юрий Матвейко,
руководитель "Алтайского  топливного союза" (21 апреля на "круглом столе" по вопросам дефицита топлива в Алтайском крае):

Вспоминаются времена, когда на рынке присутствовали две нефтяные компании: "Юкос" и "Сибнефть". "Роснефть" тогда работала только на рынке нефтедобычи. Тогда были отношения коммерсанта с коммерсантом, и контракты исполнялись совсем по-другому. Два хозяйствующих субъекта играли по одним правилам. Сегодняшние контракты с госкомпаниями даже не облагаются никакими санкциями в случае недостачи. В каждой цистерне, как правило, 1% недостачи. Легко перевести это в деньги, если одна цистерна стоит 1,5 млн. рублей. Когда мы задаем вопросы об этом госкомпаниям, они могут просто предложить не сотрудничать. У нас нет никакой защищенности. На железной дороге сейчас даже нет приемосдатчиков.

Опрос. А у вас что за неделю изменилось?

Сергей Великов,
директор компании "Литал" (сеть АЗС "ТрансКам"):

Практически ничего. Мы берем бензин у сторонних организаций по цене 23 рубля за литр (Аи-92) без учета доставки, а продаем по 25 рублей за литр. Ни "Газпромнефть", ни "Роснефть" нам не продают топливо. На вопросы по поводу направленных в край объемов топлива никто ничего не отвечает. Наших запасов хватит на неделю-полторы, тем более что ограничение по отпуску бензина на АЗС я не снимал.

Юрий Матвейко,
руководитель компании "Октан":

На сегодняшний день нет ни цифр, ни счетов. О чем-то говорить можно только после праздничных дней.

Геннадий Скулкин,
директор сети АЗС "Ника" (Бийск):

За неделю ничего особенного у нас не произошло. Монополисты отгрузки не начали, но бензин можно купить у посредников, поэтому цена достаточно высока. Аи-92 продают по 29 тыс. рублей за тонну, это порядка 22 рублей за литр. В рознице у нас он продается по 25 рублей за литр. "Газпромнефть" и "Роснефть" пока цены не объявили и нам ничего не предложили, но они сняли ограничения по объемам на своих АЗС. Наша компания и не вводила таких ограничений.