Страхование урожаев станет почти обязательным, но защитит лишь крупный ущерб

май 3, 2011

Сельхозпроизводители не смогут рассчитывать на возмещение потерь, если погибло менее 40% посевов, решил Минсельхоз. Такие поправки были внесены в законопроект о сельхозстраховании, который серьезно изменит правила игры на рынке. По прогнозам экспертов, закон должен быть принят уже к концу весенней сессии Госдумы.

Крестьянский труд.
Анна Зайкова

На минувшей неделе Минсельхоз определился, что считать страховым случаем по новому закону о сельхозстраховании. Чиновники внесли в законопроект поправку, уточняющую, что страховым событием для селян станет недобор урожая не менее чем в 40%. Если потери хозяйств окажутся меньше этого уровня, издержки лягут на них.

Напомним, что законопроект "О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной поддержкой" появился после того, как в августе прошлого года президент Дмитрий Медведев призвал активнее страховать сельскохозяйственные риски. Поводом стали прошлогодние потери почти 37% общероссийского урожая после летних пожаров и засухи в европейской части страны.

Как будет работать новая схема страхования? Государство берет на себя оплату половины стоимости страхового полиса, вторую часть вносит сельхозпроизводитель. Кроме того, наличие страховки станет необходимым для получения государственной поддержки — помощи на закупку семян, ГСМ и льгот по кредитам. Это условие делает страхование урожаев если не обязательным, то фактически добровольно-принудительным.

Дмитрий Тюнин,
директор алтайского филиала компании "Росгосстрах":

Выбор остается за аграрием, но он должен понимать, что в случае отказа от страхования он не получит другие виды господдержки. Соответственно, востребованность этого вида страхования должна резко вырасти.

Другой принципиальный момент, заложенный в законопроекте, заключается в том, что государственная субсидия теперь будет перечисляться не аграрию, а напрямую страховой компании.

Дмитрий Тюнин,
директор алтайского филиала компании "Росгосстрах":

"Раньше сельхозпроизводителю приходилось платить деньги страховой компании и потом полгода ждать получения компенсации. Сейчас это не проблема: заплатив половину стоимости, страхователь сразу получает полис, с этого момента начинает действовать договор страхования. На первый взгляд аграрии могут считать, что это хуже, но с точки зрения прямого возмещения ущерба для них это будет удобнее. Это еще один небольшой шаг на пути к цивилизованному рынку сельхозстрахования.

Открытым пока остается вопрос о тарифах, которые сейчас составляют от 3% стоимости будущего урожая. По оценкам экспертов, после принятия закона ставки могут подняться до 6–7%. Однако на данный момент не готовы подзаконные акты, которые будут устанавливать перечень культур, попадающих под страхование, а также тарифы в зависимости от территории.

Сам законопроект о сельхозстраховании уже принят в первом чтении и отправлен на рассмотрение правительственной комиссии, после чего его должны окончательно принять на текущей весенней сессии Госдумы. Если это произойдет, то закон начнет действовать уже в 2012 году.