Предприниматели края открыли интересную дискуссионную площадку "Успех"

май 4, 2011

В "Алтайском бизнес-инкубаторе" 14 апреля состоялось уже второе по счету заседание коммуникационной бизнес-площадки "Успех". Вряд ли многие слышали о ней, поэтому для начала полезно будет рассказать о формате мероприятия. Для нашего края он не является оригинальным, однако используется почему-то не так часто.

Получив десятки полезных советов, директор "Сибирской фабрики ковки" Юлия Саттарова сможет с успехом реализовать свою бизнес-стратегию.
Анна Зайкова

Главная задача общения предпринимателей — создать условия для оказания практической помощи начинающим коллегам в вопросах организации и ведения бизнеса. Героями "Успеха", как правило, являются резиденты бизнес-инкубатора. Они рассказывают о своем проекте, формулируют проблемы, задают вопросы экспертам, в числе которых успешные предприниматели, представители научных и образовательных учреждений, органов власти. В свою очередь экспертное сообщество знакомится с заявленными проблемами и предлагает конкретные рекомендации по их решению.

На этот раз героиней площадки стала Юлия Саттарова — директор предприятия "Сибирская фабрика ковки". Ей хотелось получить советы экспертов по вопросам выбора стратегии и участия малого предприятия в различных государственных заказах. В экспертной группе были представители властных структур, проектных и строительных организаций, а также малых компаний, постоянно работающих с крупными заказчиками по тендерам. Вопросы: "Что лучше: один контракт на миллион рублей или миллион контрактов по рублю?", "Какая стратегия более эффективна: работать в сфере госзаказа или завоевывать рынок частных покупателей?" — вызвали живой интерес среди участников площадки.

О стратегии и госзаказе

Какую стратегию развития выбрать начинающему предпринимателю? Рекомендации экспертов были разными.

Олег Шелудяков, заместитель директора компании "Полимерпласт", рекомендовал выходить на внешний рынок, например московский. При этом главное внимание, по его мнению, необходимо уделить серийному производству мелких деталей, снизив их себестоимость.

"Если будет возможность купить маленькую виньетку, например, за 15 рублей вместо 20, — рассуждал Олег Шелудяков, — заказчики будут ваши. И вот с этими изделиями можно выходить на внешний рынок. Мой ответ: миллион контрактов по рублю".

Идею серийного производства поддержал Александр Ханжин, руководитель компании "Анмар". Он также рассказал о трудностях работы с государственным заказом. Подобные заказы, отметил г-н Ханжин, могут присутствовать лишь как элемент ситуационной загрузки производства, и связано это прежде всего с их низкой маржинальной доходностью. Для увеличения показателей эффективности необходимо планировать производственную нагрузку и ее оптимизацию с использованием тендеров.

Екатерина Сычева, руководитель направления "маркетинг" компании "ASBA-консалтинг", также обратила внимание на сложности, возникающие у предприятий при работе с системой госзаказов. Одна из главных трудностей — необходимость финансового обеспечения участия в тендере, при этом крупная сумма фактически замораживается на несколько месяцев. А так как госзаказы на кованые изделия у нас поступают крайне редко (ковка относится к дорогостоящим элементам благоустройства), эксперт порекомендовала герою площадки не останавливаться на выборе только одного направления в своей работе компании.

Юрий Ряполов,генеральный директор компании "Алтом-Консульт", выделил определенные направления, на которых следует сосредоточиться компании "СФК". Это заказчики, не привязанные к сезону (к примеру, промышленные предприятия), крупные строительные компании, которым небезразличен имидж города, и остальные частные клиенты.

Эксклюзив — работа на имидж

Мария Баум, представитель дизайнерской компании BAUMHOUS, подчеркнула, что применение кованых изделий сегодня очень востребовано, спрос стабилен на протяжении многих лет. А когда люди готовы выложить за изделие достаточно большую сумму денег, то это означает, что они хотят увидеть эксклюзив, а не предметы серийного производства.

"Вы подаете себя как "фабрика художественной обработки металла", поэтому и изделия нужно выполнять с творческим подходом, — посоветовала Мария Баум. — Мне кажется, для вас вариант "один контракт на миллион" лучше. А развивать эту сферу своей деятельности можно, сотрудничая с дизайнерами".

Эксперт также обозначила свободную нишу для компании Юлии Саттаровой: разработать и производить "заменитель" кованых изделий, который выглядит так же эстетично, но стоит гораздо дешевле. Потому что для большинства людей кажется нелогичным, что кованый забор может стоить как половина дома.

Виталий Вейсгейм, директор "Завода отделочных материалов НОВА", уточнил: "Развитие массового производства в данном случае невозможно — трудно будет найти дешевое сырье". Поэтому он предложил диверсифицировать стратегию под разные типы заказчиков. Искусство руководителя будет заключаться в умении выстроить производственный процесс так, чтобы шло выполнение разных заказов в установленный срок и с должным уровнем качества.

"Работать надо со всеми, кто готов покупать товар, — заметил Виталий Вейсгейм. — Глупо отказываться от заказчиков. Эксклюзивное и дорогое — это, конечно, интересно и даже работает не столько на деньги, сколько на имидж. А наштамповать детали может каждый. Нужно только понять, чего именно хотите вы и чем вы будете отличаться от других подобных "штамповщиков".

Елена Аксенова, директор по рекламе ИД "Алтапресс", согласилась с тем, что диверсификация стратегии — хороший путь развития для "Сибирской фабрики ковки". Она также заметила, что в ближайшее время ожидается рост малоэтажного строительства и строительного рынка в целом. Поэтому кованые изделия будут востребованы. Диверсификация производства позволит снизить рекламный прессинг на аудиторию, что в свою очередь повысит имидж среди крупных заказчиков, а рекламная политика, проводимая компанией, будет выстраиваться относительно мелких заказов.

Ассоциация мастеровых

Некоторые эксперты предложили герою площадки не скромничать и выходить не только за пределы региона, но и на всероссийский рынок и дальше на мировой. Сергей Андреев, представитель общественной организации "Школа публичной политики", предложил кластерный подход к развитию производства — объединить усилия с другими производителями. Результатом такого объединения может стать, например, ассоциация мастеровых.

Впрочем, большинство экспертов сошлись во мнении, что выход продукции даже за пределы региона крайне сложен, так как доставка изделий будет иметь чрезвычайно высокую стоимость ввиду большого веса. Поэтому рынок автоматически сужается до локального, краевого.Валерий Керат, генеральный директор "ВПК Центр", порекомендовал тщательно подойти к оценке емкости рынка, посчитать его в "штуках", рассчитать потенциал рынка на подъеме и на спаде. Также он предложил использовать в формировании стратегии дальнейшего развития принцип Парето: 20% на высокохудожественные штучные изделия и 80% на крупные заявки. Это позволит фабрике в более короткие сроки достигнуть известности и сформировать правильный имидж.

Андрей Олишевский, генеральный директор "Алтайской ярмарки", добавил, что добиться устойчивого положения на рынке, занимаясь только производством, очень сложно. Необходима серьезная рекламная политика. Эксперт предложил искать незанятые ниши на перспективных рынках, например на рынке туристических баз и услуг.

По завершении коммуникационной площадки стало ясно, что мнения экспертов разделились. Но все участники "круглого стола" сошлись в одном: выбор стратегии — дело индивидуальное. Поэтому любая стратегия может оказаться успешной.

Что мы знаем о "Сибирской фабрике ковки"

Компания "Сибирская фабрика ковки" образована в июне 2010 года, с осени прошлого года является резидентом "Алтайского бизнес-инкубатора". Сфера деятельности: производство фасадных и интерьерных изделий из металла, штампованных и литых элементов. Мастера создают высокохудожественные кованые изделия, придающие оригинальный архитектурный облик дому, офису, коттеджу. Заявленная цель — выпускать изделия прочные, качественные, красивые и недорогие. Это, например, ограждения участков, ворота и калитки, садовая и домашняя мебель, каминные принадлежности, подсвечники.

Начинающая компания сотрудничала с "Барнаульским заводом котельного оборудования", торговым домом "Мармеладов", санаторием "Барнаульский". Сегодня среди ее заказчиков есть как дизайнеры, так и производственные предприятия.

Справка

Заседание бизнес-площадки "Успех" проходит каждый месяц. В марте обсуждались проблемы развития компании "Мирт".