Неизвестный Пырьев. В юности великий кинорежиссёр ездил с татарами по сибирским ярмаркам и работал на колбасном заводе

май 15, 2011

В этом году исполняется 110 лет со дня рождения известного кинорежиссёра Ивана Пырьева. Он родился 17 ноября в Камне-на-Оби. К юбилейной дате сотрудники ГМИЛИКА готовят к изданию биографическую книгу "Иван Пырьев".

– Фильмы Пырьева представляют этапы истории нашего народа, – говорит заместитель директора музея по научной работе Елена Огнева. – Он создал особый тип кино – лирическую музыкальную комедию с неизменным счастливым финалом. В кинолентах режиссёра было всё: замечательные песни, которые пела вся страна, трудовые сцены, комические интермедии, лирика и романтизм.

Работники музея смогли собрать огромное количество информации о жизни известного земляка и с удовольствием поделились ею с читателями.

В кино за гривенник

В мемуарах Иван Александрович писал, что его семья была работящей. Мать ворошила зерно на элеваторе, а отец грузил его на баржи.

– Александр Пырьев славился умением играть на гармони, – говорит сотрудник отдела истории Каменского государственного краеведческого музея Нина Польшикова. – На одном из гуляний между грузчиками завязалась драка, в которой он погиб.

После этой трагедии мама Пырьева поехала на заработки по городам Сибири, а мальчик воспитывался у деда-старообрядца. С восьми лет он стал помогать по хозяйству: гонял лошадей на водопой, пас телят и свиней, работал на сенокосах, жатвах и пахоте.

– Дед его очень любил, везде таскал за собой, – рассказывает Нина Ивановна. – Они любили ходить на рыбалку, варили уху из пойманной стерляди и ершей, пели у костра.

Пырьев писал в мемуарах: "В воскресенье я и брат получали от бабушки по гривеннику и шли в приезжавший к нам в село "иллюзион". Это и было моё первое знакомство с кинематографом. В пожарном сарае на тусклом сером экранчике я увидел Прэнса, Глупышкина, "Гибель Помпеи", какие-то итальянские боевики со львами и гладиаторами…"

На отчима с топором

Когда Иван закончил третий класс церковно-приходской школы, мать увезла его в Мариинск. Там она жила с татарином, который торговал фруктами. Мужчина отличался крутым нравом, а когда выпивал, бросался на всех.

Доставалось и матери Пырьева. Однажды терпение мальчишки лопнуло, и он, схватив топор, набросился на отчима. Тот был вынужден спасаться бегством. Пырьев гнал его до полицейского участка, где тот попытался спастись. После случившегося будущий кинорежиссёр был вынужден уйти из дома.

– Он ездил с татарами по сибирским ярмаркам, в Томске подрабатывал поварёнком, служил на колбасном заводе, даже торговал папиросами в поездах, – говорит Нина Польшикова. – А в 1915 году добровольно ушёл на фронт. Пырьев воевал в составе 32-го сибирского полка, дважды получал ранения, в 18-м году заболел тифом, и его выписали обратно в Сибирь. Но до Камня он не доехал.

В Екатеринбурге Пырьев занимался в театральной студии Губпрофсовета, где встретился и подружился с будущим коллегой Григорием Александровым. Жил плохо, бывали даже голодные обмороки прямо на спектаклях.

Иван Алтайский

Молодой актёр был талантлив. Из его воспоминаний стало известно, что в Екатеринбурге он три месяца играл небольшие роли в профессиональной драматической труппе под вымышленной фамилией Алтайский.

В 1921 году в город с гастролями приехал МХАТ. Пырьев с Александровым были настолько поражены игрой актёров, что, не раздумывая, отправились в Москву.

В столице Пырьев играл у Сергея Эйзенштейна в спектаклях "Мексиканец", "На всякого мудреца довольно простоты", "Мститель". Однако между творческими людьми произошёл конфликт, и Иван Александрович ушёл к Всеволоду Мейерхольду, где запомнился зрителям игрой в "Великодушном рогоносце", "Даёшь Европу" и в спектакле "Лес".

– Одновременно Пырьев руководил рабочими самодеятельными кружками, ставил агитки и оратории на злободневные темы, – продолжает рассказ о земляке Нина Польшикова. – В конце 20-х годов увлёкся кинематографом. Однажды он сидел в гримёрке и смотрел в зеркало. Лицо было измазано гримом, на голове – зелёный парик. Он сказал: "Неужели всю жизнь так будет? Переодеваться 200, 300, 400 раз? Нет, нет, нет!" И вскоре полностью оставил сцену, отдав себя съёмочной площадке.

Это случилось в 1925 году. Пырьев начинал в качестве помощника режиссёра у Юрия Тарича. На площадке проявлял великолепные организаторские способности. Поэтому известие о появлении энергичного и деятельного ассистента режиссёра быстро распространилось в среде кинематографистов.

Ходило мнение, что даже самый беспомощный режиссер при помощи Пырьева добьётся успеха.

Чутьё на талант

Первым собственным творением Пырьева стал фильм "Морока", но он не получил должного внимания. О Пырьеве как о режиссёре заговорили только в 33-м году, после выхода ленты "Конвейер смерти", драмы из жизни трёх немецких девушек. Её режиссёр снимал в недостроенных павильонах "Мосфильма".

Современники вспоминали, что Иван Александрович очень трепетно относился к актёрам. Следил за их питанием, другим работникам на площадке запрещал наседать на них.

– У Пырьева было чутьё на замечательных актёров. Он приглашал в свои фильмы никому не известных людей. Так у него получалось создавать эффект действительности. Зрители верили, что на экране отражается жизнь, а не художественный вымысел, – говорит Нина Ивановна.

Рассорившись с дирекцией, Пырьев отбыл в Киев, где снял первую комедию "Богатая невеста". Исполнительница главной роли Марина Ладынина сразу вошла в число самых популярных советских актрис. Между ними завязались отношения, Иван Александрович снял её в знаменитых лентах "Трактористы", "Свинарка и пастух", "Кубанские казаки", романтических музыкальных фильмах "В шесть часов вечера после войны", "Сказание о земле Сибирской".

– Последняя совместная работа в кино Марины Ладыниной и Ивана Пырьева – фильм "Испытание верности", – рассказывает Елена Владимировна. – После этого Марина Алексеевна в кино не снималась.

– Актриса повторила судьбу героини, – продолжает Нина Ивановна. – Пырьев бросил её ради молодой актрисы. Сын решил остаться с отцом, она тяжело переживала это расставание.

Трагедия на съёмках

Иван Александрович переключился на экранизацию литературы. Он снимает фильмы "Идиот" и "Белые ночи" по Достоевскому. Трагедии на экранизации третьего произведения писателя не ожидал никто…

– Пырьев спал всего по три-четыре часа, работал на износ, – заканчивает рассказ о режиссёре Нина Ивановна. – Он 10 лет вынашивал желание снять "Братьев Карамазовых". Сам проработал сценарий на три серии. И в перерыве между съёмками второй и третьей он умер.

7 февраля 68-го года Иван Александрович вернулся из студии, лёг спать и больше не проснулся.

– Он перенёс семь инфарктов практически на ногах. Нужно было очень любить своё дело, быть одержимым им, чтобы оставить в искусстве такой яркий след. Третью серию картины закончили актёры Кирилл Лавров и Михаил Ульянов.

Легенды и мифы

В кинематографических кругах ходят легенды о пырьевской любвеобильности и жестокости по отношению к женщинам. Молодым актрисам, не отвечавшим взаимностью на его знаки внимания, он мстил. Режиссёр не только больше не снимал их в своих лентах – для него не было проблемой закрыть девушкам двери на киностудии страны: его слово имело большое значение в кинематографических кругах, где его уважали. Среди таких актрис оказались Екатерина Савинова, Клара Румянова, Людмила Марченко, Клара Лучко, бывшая жена Марина Ладынина и другие.