май 13, 2011
Ошибки врачей, следователей, судей – эти темы не раз были предметом острых общественных дискуссий. А вот к ошибкам депутатов, принявших незаконные нормы, как правило, относятся с большим снисхождением. Ну, приняли... Ну, отменят... И что? Предпринимательница Наталья Сажнева из Ярового не стала мириться с постановлениями Городского собрания депутатов (ГСД), часть положений которых, по ее мнению, не соответствовали законам – ведь они вынуждали несколько тысяч горожан переплачивать за услуги ЖКХ. Она решила не только отменить "неправильные" пункты через суд, но и взыскать с ГСД свои судебные издержки.
Суд она выиграла еще в 2010 году. Но заставить депутатское собрание ответить рублем за ошибки оказалось делом весьма непростым: одно из судебных решений до сих пор не исполнено.
Дело, затеянное предпринимательницей, поначалу не предвещало никаких открытий. Она оспаривала в суде постановление, тратила время и средства – вот и решила взыскать с проигравшей стороны, собрания депутатов, свои затраты. Оценила она их скромно – в 5,5 тыс. рублей. И вот дело выиграно, суд выдал исполнительный лист на взыскание денег с собрания депутатов...
– Но глава города (он и председатель Городского собрания депутатов) отказался выплачивать деньги, объяснив, что у ГСД нет бюджета и оно не стоит на учете как юрлицо, – говорит Наталья Сажнева.
В самом деле, обнаружить "юридические следы" такой известной в городе структуры, как Городское собрание депутатов, не смогли ни казначейство, ни судебные приставы. Нет у ГСД своего счета – стало быть, и деньги с него не спишешь. Казалось бы, нет счета – не беда: за депутатов расплатится финкомитет администрации – ведь именно он финансирует работу собрания. Однако необычное дело вызвало недоумение у всех, кто с ним соприкоснулся. Прокурор посоветовал предпринимательнице идти к главе администрации города, глава – в местный финкомитет, финкомитет переслал бумаги главе – короче, пустили по кругу.
– В конце концов финкомитет деньги выплатил, но каким образом? Прокурор объяснил мне, что лично уговаривал главу администрации выполнить решение суда, – продолжает предпринимательница.
Пока исполнительные листы и прочие бумаги по делу "нарезали" один круг за другим, Сажнева выиграла еще одно дело, отменив через суд другое постановление и, опять же, добившись решения о компенсации ее затрат. На сей раз свои издержки она оценила в 3,5 тыс. рублей. Но выплачивать деньги в администрации отказались уже наотрез.
– Финкомитет вернул нам исполлисты без исполнения, письменно объяснив отказ тем, что в комитете не знают такой организации, как ГСД, и не будут за нее исполнять решения, – говорит Наталья Владимировна. – А прокурор развел руками: "Не буду же я каждый раз уговаривать главу".
Ответ исполнительной ветви власти поначалу завел ситуацию в тупик: какая там ответственность депутатов за ошибки, если взять не с кого? Более того, он заставил задуматься: а помнят ли чиновники, что именно эта "неизвестная организация" утвердила городской бюджет, которым они распоряжаются, и к тому же выбрала сити-менеджера, их начальника?
Как бы то ни было, предпринимательнице пришлось снова идти в суд – оспаривать действия руководителя комитета. Выиграла она и этот процесс, но вот деньги ей до сих пор не выплачены.
А между тем все наши городские и районные собрания депутатов, думы и советы просто обязаны зарегистрироваться в качестве муниципальных казенных учреждений – так гласит закон, поясняет Игорь Вольфсон, депутат краевого Заксобрания.
И Наталья Сажнева уверена: если бы собрание депутатов имело необходимый статус, привлечь его к денежной ответственности было бы проще. Тогда исполнительный лист она направила бы в казначейство, которое такие требования исполняет в разумные сроки, – и никаких "боданий" с исполнительной властью. Другой вопрос, дисциплинируют ли подобные судебные процессы депутатов? Ведь платить-то за их ошибки будут не из их кармана. И все же Игорь Вольфсон считает этот опыт положительным, хотя и предполагает: большинство представительных органов в крае, скорее всего, регистрацию не прошли.
– Если б законодателей наказывали рублем, когда они, не думая, голосуют за какие-то законы, появилось бы действенное средство против монополии в органах власти, о которой говорил президент, – полагает он.
Когда в Славгородской межрайонной прокуратуре стало известно, что собрание депутатов в Яровом не стоит на учете в Едином госреестре юридических лиц, в городе начался еще один судебный процесс – уже по заявлению прокуратуры, потребовавшей от законодателей выполнить закон.
Александр Герснер, глава города, впрочем, не понимает, зачем вообще нужна официальная регистрация.
– Первое – никогда не было этого юрлица у собрания депутатов. А второе – бюджету города это принесет вред. Я лучше детям деньги отдам, чем посажу сюда бухгалтера, который будет вести дело.
Спор прокуратура выиграла в краевом суде 2 марта, на регистрацию дали две недели. И хотя документы до сих пор не поданы (идет их оформление), г-н Герснер заверил, что решение исполнит. Да и куда деваться? Есть в этом деле еще один щекотливый момент: а легитимны ли нормативные акты, принятые официально незарегистрированным органом власти? Адвокат Юрий Камаев полагает, что оснований для беспокойства нет.
– Публично-правовые полномочия возникают в силу закона № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления", – говорит он. – И действуют с момента регистрации устава муниципального образования.
Из решения Алтайского краевого суда от 2 марта 2011 года: "Отсутствие официальной регистрации Городского собрания депутатов в качестве юридического лица противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц (в частности, препятствует взысканию понесенных гражданами в связи с принятием ГСД незаконных актов убытков)".
Наталья Сажнева добилась признания незаконными принятые Городским собранием депутатов тарифы на вывоз мусора для собственников частных и многоквартирных домов; тариф на содержание общего имущества; норму накопления твердых бытовых отходов в расчете на одного человека.