май 17, 2011
Краевое Управление ФАС 11 мая озвучило позиции, которые заняли главные фигуранты апрельского бензинового кризиса. Компании "Газпромнефть — Алтай" и "Роснефть — Алтайнефтепродукт" постарались переложить ответственность за длинные очереди возле АЗС на кого-то другого. Если "Газпромнефть" признает факт ограничений, то "Роснефть" настаивает на том, что ничего подобного не происходило. Ее руководство объясняет кризис действиями независимых операторов. А те в свою очередь отмечают, что топливо по контрактам не получают до сих пор.
АЗС.
Андрей Никитин
На майском заседании комиссии УФАС рассматривалось дело о возможном сговоре вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) по заявлению "Алтайского топливного союза" и многочисленных граждан, а также на основании проверок, которые провели специалисты краевой антимонопольной службы. Представители компании "Газпромнефть — Алтай", объясняя кризисную ситуацию с дефицитом топлива, своего участия в ней не отрицали, но основную долю ответственности возложили на "Роснефть — Алтайнефтепродукт". Юристы последней настаивали на том, что компания вообще не вводила ограничений на розничную продажу топлива на своих АЗС, а в дефиците топлива они обвинили независимых операторов. Впрочем, в антимонопольном ведомстве сообщили, что располагают доказательством обратного. Но конкретизировать что-либо в УФАС отказались "до окончательного рассмотрения дела". Поскольку участники разбирательства оперировали информацией, которая не подтверждается материалами дела, его рассмотрение решено было перенести еще на три недели.
Свою позицию относительно причин топливного кризиса генеральный директор "Роснефть — Алтайнефтепродукт" Александр Кристалинский обозначил 5 мая.
На наш взгляд, дефицит дизельного топлива и бензина в крае вызван, прежде всего, резким сокращением поставок сторонними операторами, а также резко возросшим объемом реализации в связи с относительно низкими ценами топлива на АЗС "Роснефть — Алтайнефтепродукт". Наши попытки сдержать ажиотажный спрос, исключить спекулятивные действия были восприняты как ограничение продаж.
В качестве обоснования он привел статистику поставок, согласно которой за I квартал этого года компания завезла в Алтайский край на 6 тыс. тонн нефтепродуктов больше, чем в прошлом году, а через розничную сеть в апреле реализовала на 5 тыс. тонн больше бензина Аи-92, чем за аналогичный период прошлого года.
"Лучше бы "Роснефть" показала счета-фактуры, что отпускала бензин независимым операторам. Мы себе не враги, чтобы закрывать заправки и выстраивать километровые очереди возле АЗС "Роснефти", — говорит генеральный директор сети "Ника" Геннадий Скулкин. "Существует много свидетельств того, что происходило на рынке в кризисный период. На сайте "Алтапресса" размещались фотографии с АЗС, где четко видны объявления, что бензин отпускается только по картам лояльности, — сказал руководитель "Алтайского топливного союза" Юрий Матвейко. — Специалисты УФАС могли самостоятельно попытаться купить в "Роснефти" бензин оптом". По мнению г-на Матвейко, позиция юристов "Роснефти" звучит неубедительно. "Представители компании заявили, что в апреле продали независимым операторам края 2 тыс. тонн бензина Аи-92. Для сравнения скажу, что только наша сеть продает в месяц порядка 3–3,5 тыс. тонн", — продолжил г-н Матвейко.
По словам независимых операторов, к концу прошлой недели поставки им топлива от "Роснефти" и "Газпромнефти" осуществлялись в минимальных объемах. "Роснефть" никому не дала ни литра. Если вы поедете по Горному Алтаю, то увидите, что там 2/3 заправок закрыто. В Бийске не работают две сети. Мы сейчас получаем небольшие объемы от "Газпромнефти", которые закрывают четверть наших потребностей. Наша сеть еще работает благодаря тому, что получила топливо, заказанное до апрельского кризиса", — сказал г-н Скулкин.
До сих пор некоторая часть АЗС в крае не работает. Нам постоянно обещают, что поставки на подходе. Генеральный директор "Роснефть — Алтайнефтепродукт" заверил, что компания начнет отпускать бензин независимым операторам в тех объемах, которые были прописаны в контрактах, с этой недели.
По информации Юрия Матвейко, Минэнерго обязало регионы иметь двух-, трехнедельный запас топлива в регионе. Формированием этого запаса сейчас и занимается "Роснефть — Алтайнефтепродукт". У Геннадия Скулкина есть другая версия: "Мне кажется, они ждут, когда появится возможность поднять цены, тогда и начнут отпуск нам бензина. Кстати, "Роснефть" уже начала поднимать цены на своих заправках на 0,6–0,8 рубля. Постепенно дорожает бензин и у "Газпромнефти".
На фоне всего этого 4 мая Минэнерго отчиталось о стабилизации топливного рынка. В сообщении министерства говорится, что ситуация в целом нормализовалась, фиксируется положительная динамика отгрузок горюче-смазочных материалов на внутренний рынок. Доля недействующих из-за дефицита топлива заправок в целом по стране не превышает 2%. Очереди фиксируются также примерно на 2% российских АЗС. "В Алтайском крае ситуация нормализована", — говорится на сайте Минэнерго со ссылкой на краевую администрацию. "Я не знаю, что рапортует "Роснефть" властям, но создается впечатление, что на практике происходит обратное", — отметил Геннадий Скулкин.
В конце апреля правительство страны своим постановлением увеличило пошлины на бензин с 1 мая текущего года до $ 408,3 за тонну. Это больше на 34% по сравнению с изначально запланированной на май величиной и на 44% — по сравнению с действовавшей в апреле. Таким образом, коэффициент экспортной пошлины на бензин был повышен до 0,9, или 90% от пошлины на нефть. До этого коэффициент на светлые нефтепродукты, в том числе на бензин, составлял 0,67, или 67% от пошлины на нефть. По оценке Минэнерго России, объем топлива, который в результате принятия данных мер будет реализован на внутреннем рынке, составит около 200 тыс. тонн высокооктановых бензинов в месяц. Предположительно ограничение экспорта может быть перенесено и на июнь.