май 17, 2011
Росалкогольрегулирование (РАР) предложило правительству вернуть Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС), предназначенную для контроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в оптовое звено и внедрить ее в розницу. Премьер-министр Владимир Путин поручил проработать этот вопрос. Эксперты сомневаются в эффективности этой меры и отмечают, что участникам рынка внедрение и содержание ЕГАИС обойдется недешево.
Инициатива РАР была выдвинута в конце апреля на заседании правительства, сообщили федеральные СМИ. Чиновники объясняют необходимость этой меры ростом акцизов на алкоголь с 2012 года. По их мнению, неминуемый рост розничных цен может отразиться на объеме нелегальной продукции, поступающей на рынок. Сегодня он, по данным агентства ЦИФФРА, составляет примерно 40% от всего продаваемого алкоголя в России. Другая инициатива РАР — ликвидация льгот по уплате акциза на медицинский спирт.
Обнародование данных инициатив сразу же заставило экспертов говорить о возможном дефиците алкоголя на прилавках. ЕГАИС был введен в 2006 году для производителей и импортеров. В результате рынок был парализован. На заводах не было необходимого оборудования, программа постоянно давала сбои. За год из-за сбоев в работе системы участники алкогольного рынка потеряли около 1 млрд. евро, а внедрение ЕГАИС обошлось бизнесу в $ 300–500 млн., подсчитали эксперты. В результате в 2008 году оптовикам разрешили работать вообще вне системы, поскольку она не справлялась с большими объемами информации. Поэтому в правительстве вынуждены были успокаивать народные "волнения". Как заявил пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков, правительство не планирует в обозримой перспективе вводить дополнительные меры по контролю за розничной продажей алкоголя.
Однако поручение премьера выработать предложения все же было дано, и оно выполняется. Поэтому тема внедрения ЕГАИС в оптовое и розничное звено стала одной из самых обсуждаемых в профессиональной среде. Мнения, как всегда, разделились. "Я и раньше относился к ЕГАИС нормально. Программа научила поставщиков делать качественные документы. До этого был бардак. Поэтому как складская программа ЕГАИС очень удобен", — отмечает генеральный директор оптовой компании "Раут лтд" Андрей Галушко. Если программу доработать и исключить сбои, то никаких проблем не возникнет, отмечает он. С другой стороны, говорит генеральный директор корпорации "Алтайспиртпром" (управляет четырьмя оптовыми складами и более чем 500 розничными точками на территории края) Владимир Вагнер, после реализации инициатив РАР каждое звено — производство, опт и розница — будет до одури считать одно и то же. "Это уже излишне. Государство ведет себя на алкогольном рынке как слон в посудной лавке. Идет постоянное ужесточение", — говорит он.
Но в одном эксперты сходятся. Речь идет о цене, которую вынуждены будут заплатить участники рынка за присоединение к ЕГАИС. Например, производители сегодня платят от 53 тыс. рублей в месяц только за техническое обслуживание системы. Если такие ценники будут установлены для каждой торговой точки, то можно будет констатировать смерть определенной доли мелких сетей и отдельных магазинов, для которых алкоголь является основным генератором выручки. "Для отдельной торговой точки даже 10 тыс. рублей будет много", — констатирует Андрей Галушко. Есть вопросы и по сельским магазинам, особенно в деревнях, где до сих пор нет доступа в Интернет.
Эксперты считают предложения РАР идеями, лишенными практического смысла.
Часть левой торговли алкоголем по стране идет не через розничные точки, а через нелегальные заведения. Проверку же каждой бутылки на этапе кассы, конечно, можно устроить, но это удорожит продукцию на величину софта и оборудования, а также подключения к Интернету, который придется предпринимателям использовать. Если опасаются увеличение числа "левака" по причине роста акцизов на алкоголь, то простой способ проверки — это взгляд на ценники, по которым "левый" алкоголь должен всегда стоить дешевле. Выборочный визуальный контроль при жестких мерах административной и даже уголовной ответственности за нарушения в торговле вполне решит задачу.
"Если перегибов не будет, то мы переживем и эту историю. Но в любом случае заморочка для всех участников рынка будет серьезная", — ставит точку Владимир Вагнер.
С 1 января 2012 года акциз на этиловый спирт вырастет с нынешних 231 до 254 рублей/л; с 1 июля 2012 года — до 300 рублей; с 1 января 2013 года — до 400 рублей; с 1 января 2014 года — до 500 рублей. По расчетам Минфина России, минимальная цена пол-литровой бутылки водки вырастет с нынешних 98 до 108, 120, 152 и 184 рублей соответственно, сообщают "Ведомости".