Следующий созыв Алтайского Заксобрания предлагается формировать по новой схеме

май 19, 2011

На майской сессии краевого парламента депутаты сразу в двух чтениях рассмотрят поправки в "Кодекс Алтайского края о выборах…". Поправки предполагают замену единых партсписков кандидатов "горизонтальными" территориальными списками в каждом одномандатном округе по выборам депутатов АКЗС. (Напомним, сейчас их избирают по смешанной системе: половину (34 депутата) – по единому избирательному округу, т.е. партийным спискам, половину – по одномандатным округам).

Единый список кандидатов от каждой партии предлагается разделить на общекраевую и территориальную части, состоящую из групп кандидатов, баллотирующихся в округах. (Каждая территориальная группа кандидатов соответствует территории одномандатного избирательного округа). В общекраевую часть списка должно быть включено не более пяти кандидатов. В каждую территориальную "окружную" группу – не менее двух и не более четырех кандидатов. При этом в общекраевую часть не могут быть внесены кандидаты, входящие в "окружные" группы.

Поскольку округов 34, каждый партсписок может быть разбит максимум на 34 группы. Партия может выдвинуть меньше территориальных списков (но не менее 20) и выбрать одномандатные округа для выдвижения. Таким образом, общее число кандидатов, выдвигаемых партией по краевому избирательному округу, должно составлять от 41 до 141 человека.

Андрей Осипов,
председатель правового комитета АКЗС:

Мы сохраняем смешанную систему, но меняем подход к распределению 34 "списочных" мандатов. Сейчас избиратели голосуют за закрытый общекраевой список кандидатов в целом. Кандидаты в списке располагаются в определенном порядке, и именно в этой последовательности происходит распределение мандатов внутри списка.

Главный недостаток этой системы – невозможность для рядового избирателя повлиять на распределение мандатов внутри списка. Система закрытых списков способствует прохождению в представительный орган кандидатов, не известных избирателям, за счет авторитета кандидатов, стоящих в начале списка. Разделение закрытого списка кандидатов на территориальные части делает список более прозрачным для избирателя, т.к. кандидаты будут "привязаны" к своим округам и люди будут знать, за кого голосуют.

Также вводится новое основание отказа в регистрации краевого списка: выбытие кандидатов, в результате которого в краевом списке число территориальных групп окажется меньше 20. Меняется форма избирательного бюллетеня, где указываются сведения об общекраевой части списка и "окружных" группах, а также информация о несоздании территориальных групп кандидатов на соответствующей территории. Это вызовет необходимость изготовления избирательных бюллетеней для каждой территории в отдельности.

Андрей Осипов,
председатель правового комитета АКЗС:

Для избирателя ничего не усложнится: он будет так же получать два бюллетеня, один по кандидатам – одномандатникам, второй – по партийным спискам, просто в партийном списке будет пять кандидатов "общекраевых" и от двух до четырех – местных, с этого округа.

Справка

Разработчики законопроекта – комитет АКЗС по законности, правопорядку и защите прав граждан (при участии специалистов крайизбиркома).

Как уверяют авторы, в 2007 году такая методика была введена на выборах депутатов законодательных (представительных) органов в 6 регионах РФ, в 2009 году по данной методике состоялись выборы в 16 регионах, в 2010 году еще 7 субъектов РФ применили этот метод, в 2011 году – еще 11.