Поправки в закон могут изменить правила игры на туристическом рынке

май 24, 2011

Законопроект, пре­дусматривающий изменение Закона "Об основах туристской деятельности в РФ", был внесен в Госдуму. Об этом стало известно 17 мая. Предлагаются две ключевые поправки. Первая — снижение размера фингарантий для туроператоров, занимающихся въездным туризмом, с 10 млн. до 500 тыс. рублей. Вторая — запрет турагентствам продавать туры от своего имени, только — от имени туроператора. Представители турбизнеса не скрывают радости по поводу первого изменения и высказывают большие сомнения в принятии второго.

Напомним, что все туркомпании делятся на два вида — туроператоры и турагенты. Первые формируют турпродукт: договариваются с отелями, авиа- и автоперевозчиками, принимающими партнерами и т. д. При этом туроператоры делятся на тех, кто работает по выездному, въездному и внутреннему туризму. От этого зависит размер финансовых гарантий, который обязан внести оператор (от 30 до 100 млн. рублей — для выездного, 10 млн. — для въездного, 500 тыс. — для внутреннего).

Самым спорным до сих пор считался размер фингарантий для въездного туризма. За все время существования института финобеспечения в России (был введен в 2007 году) не возникло ни одного (!)  страхового случая. В то время как сборы страховых компаний со всех туроператоров, занимающихся этим видом туризма, за эти годы исчисляются сотнями миллионов рублей. Отсутствие страховых случаев объясняется тем, что российские туроператоры не заключают прямых договоров с иностранными клиентами, а работают с зарубежными коллегами. В случае возникновения конфликта турист предъявляет претензии к оператору в своей стране. Именно поэтому снижение размера фингарантий по этому виду туризма вызвало одобрение турбизнеса.

Что касается турагентств, то они только продают турпродукт за вознаграждение (комиссию), оно, как правило, колеблется от 8 до 15%. Сегодня практически все агентства заключают договоры с туристом от своего имени. Поправки в закон пре­дусматривают, что отношения с клиентом должны строиться только от имени и по поручению оператора. Предполагается, что это обезопасит туристов в случае ухода турагентства с рынка и невыполнения своих обязательств перед клиентом.

Представители барнаульского турбизнеса говорят, что в этом предложении есть как плюсы, так и минусы. Положительный момент состоит в том, что таким образом произойдет упорядочение рынка.

Евгения Сутягина,
руководитель компании "Роза ветров":

Туроператоры не будут работать с фирмами-однодневками. Они не станут сотрудничать с теми агентствами, которые дают скидки в 11–12%, то есть фактически на размер собственной комиссии. Все перечисления между агентством и оператором будут осуществляться только по безналичному расчету.

Хорошо и то, считает директор турфирмы "Спутник-Алтай" Надежда Якимова, что компании-новички, которые будут заходить на рынок, уже станут работать в упорядоченном правовом поле.

С другой стороны, уверена г-жа Сутягина, эта поправка вряд ли пройдет просто потому, что слишком велики становятся риски для самих туроператоров: контролировать и координировать работу агентств по всей стране невозможно. К тому же туроператоры могут начать диктовать свои жесткие условия, на которые турагенты могут и не согласиться. Кроме того, считает Надежда Якимова, введение такой поправки — вовсе не гарантия того, что тур­операторы или турагентства перестанут прогорать и не выполнять обязательства перед клиентами. Если крупное турагентство, имеющее разветвленную сеть по всей стране, скажем, обанкротится, то гарантий может и не хватить, чтобы удовлетворить претензии всех пострадавших.

Поступивший в Госдуму законопроект будет сначала рассмотрен на Совете Думы. Затем его разошлют по регионам для получения отзывов, замечаний и предложений. Только после этого он будет вынесен на рассмотрение в первом чтении.