Более 60% жителей края оценивают свое материальное положение как среднее

май 25, 2011

В ходе апрельского заседания региональной общественной организации "Вольное экономическое общество Алтайского края" одним из самых содержательных было выступление декана факультета социологии Алтайского госуниверситета Ольги Колесниковой. Она рассказала о предварительных результатах мартовских исследований на тему "Социальное самочувствие населения Алтайского края". А более подробную информацию предоставила газете "Ваше дело".

Большинство опрошенных волнуют проблемы бедности, от которых население чувствует себя наиболее незащищенным.
Михаил Хаустов

Как живете, караси?

— Ольга Николаевна, давайте и наших читателей познакомим с самыми интересными итогами этой работы.

— Всего было опрошено 1,2 тыс. человек в возрасте 18 лет и старше: 48% — мужчины, 52% — женщины. Выборка городского населения составила 630 человек (Барнаул, Бийск, Рубцовск, Заринск, Новоалтайск), сельского — 570 человек. Ошибка выборки — 5%.

Значимыми оказались результаты, имеющие отношение к области настроений, уверенности в будущем и удовлетворенности жизнью.

В этой связи важны ответы респондентов на вопрос об отнесении себя к различным социальным слоям. По результатам опроса населения к бедным себя относят ("хватает на скромное питание, оплату коммунальных услуг") 19,1%. К очень бедным, обездоленным ("денег иногда не хватает даже на питание и оплату коммунальных услуг") — 3,2%. Еще 12,4% считают, что живут обеспеченно ("есть накопления"). И очень хорошо, богато (те, кто, по их признанию, ни в чем себе не отказывает) живут 1,5%.

Подавляющее же большинство респондентов оценили свое материальное положение как среднее — 63,8%. Однако следует обратить внимание на то, что они под этим подразумевают: "Денег хватает на питание, недорогую одежду и крайне необходимые вещи". Так что здесь вполне применимо выражение "средненько".

— Сразу вспоминается знаменитое: "Как живете, караси? Ничего себе, мерси". Кстати, в этом году исполняется 20 лет, как в стране начались рыночные реформы. Есть ли какая-то оценка рынка в вашем исследовании?

— К современным рыночным условиям население края в целом приспособилось. 14,6% опрошенных ответили, что приспособились к рынку хорошо, 50% — средне, 18% — адаптируются с трудом и 4,5% — совершенно не приспособились.

Общую оценку положения населения дают характеристики социального настроения, удовлетворенности разными условиями жизни, что выражается в настроении. У 45,1% опрошенных нормальное, ровное настроение, у 15,1% — даже приподнятое. В то же время испытывают страх, пессимизм, тоску — 8,6%, равнодушие, апатию, безысходность — 7,6%, а 9,7% испытывают напряжение и раздражение (в сумме — каждый четвертый).

Недовольство материальным положением, неуверенность в завтрашнем дне могут частично свидетельствовать и о потенциальной протестной активности населения. В частности, на вопрос, возможны ли в вашем городе (районе) массовые протестные акции, положительно ответили 40,4%, отрицательно — 39,2%. Затруднились ответить 20,3%. То есть от позиции еще не определившихся может многое зависеть в будущем.

Лично протестовать против ухудшения условий жизни намерены 16,2%. 12% сказали "нет", потому что условия их жизни не ухудшились. А 42,4% опрошенных сказали "нет", потому что уверены: протест все равно не улучшит их жизнь.

По-иному распределились ответы респондентов в Бийске и Рубцовске. Население этих крупных городов в большей степени готово участвовать в акциях протеста против снижения уровня и качества жизни, прав и свобод человека.

— С Рубцовском все понятно, а вот почему так недовольны бийчане?

— Сложно однозначно ответить. Нестабильность городской власти, экологические проблемы, связанные с территорией бывшего "Полиэкса", транспортные споры — одно на другое накладывается. На фоне Бийска и Рубцовска Барнаул и Заринск пока выглядят оплотом стабильности.

Да ну ее, эту Москву!

— Год назад социологи АлтГУ проводили исследования по гранту РГНФ, посвященные социокультурному портрету Алтайского края. И насколько я знаю, они выявили еще одну закономерность: респонденты связывали неудовлетворенность условиями жизни с тем местом, где они проживают.

— Да, 44% опрошенных заявили, что в нашем крае люди живут хуже, чем во всех соседних регионах. 40% отметили, что по сравнению с одними регионами мы живем хуже, а по сравнению с другими — лучше. И лишь 3% уверены, что мы живем лучше соседей.

Жителям села мы задавали вопрос, как они ощущают себя по сравнению с жителями города, края и Москвы. Так вот, отвечали, по сравнению с городом — чуть похуже, с краем — по-всякому, а вот с Москвой… Она нашими земляками вообще воспринимается как нечто чужеродное.

Что касается социальных настроений, то год назад более трети опрошенных — 34,1% — были уверенными оптимистами. Это те, кто вполне и скорее уверены в своем будущем. 34,3% составили те, кто испытывает некоторое беспокойство. Третья часть опрошенного населения была не удовлетворена своей жизнью в целом.

— А как наши земляки оценивают личную защищенность от существующих угроз и опасностей?

— Согласно исследованию 2011 года, в рейтинге опасностей, волнующих сегодня разные группы населения, социально-экономические проблемы занимают лидирующие позиции. Во-первых, большинство опрошенных волнуют проблемы бедности, от которых население чувствует себя наиболее незащищенным. К тому же они осознаются ими как проблемы особой важности, порождающие клубок новых проблем. Это, в частности:

1) безработица — 51,7%
2) рост цен — 46,4%
3) падение доходов и уровня жизни — 34%
4) бедность и социальное расслоение — 33,3%
5) загрязнение окружающей среды — 30,8%
6) рост преступности — 29,9%
7) коррупция — 29%
8) бюрократизм, произвол чиновников — 25,3%

Общую картину социального самочувствия населения края дополняют оценки ретроспективы и перспективы. Ухудшение своей жизни за последние год-два отметили 16,6% опрошенных. Лучше, чем сейчас, жили 29,6%. То есть в сумме у 46,2% респондентов ухудшилось социальное самочувствие. Без существенных перемен прожили больше половины респондентов — 53,7%.

Оценки перспектив не намного оптимистичнее: в ближайшие 12 месяцев семьи респондентов будут жить, по их предположению, немного лучше или значительно лучше, чем сегодня, по мнению 24,1% опрошенных. Ухудшения ожидают 7,3%. Среди молодежи оптимистичных оценок будущего своей семьи почти в два раза больше в сравнении с представителями среднего и старшего трудоспособного возраста и в два с половиной раза больше, чем у лиц предпенсионного и пенсионного возраста. Среди молодежи 48% опрошенных уверены в своем будущем.

В целом преобладающий среди респондентов способ оценки будущего уровня жизни может быть в общем виде описан следующей формулой: "В ближайшем будущем в моем положении и положении моей семьи ничего не изменится, а если и изменится, то незначительно".

Без царя в голове

— Интересно, жители Алтая в мечтах о светлом будущем по-прежнему надеются на "доброго царя"?

— А вот нет. В прошлогоднем исследовании, о котором я уже упоминала, на вопрос: "Кто сможет помочь решить проблему улучшения жизни, от кого это зависит?", большинство — 54,7% — ответили, что от них самих. Другие ответы: от общероссийской власти — 15,2%, от близких родственников — 14,2%, от начальника по работе — 9,8%, от краевой власти — 9,7%, от поселковой администрации — 5,5%, от друзей и земляков — 3,4%.

Кстати, в минувшем апреле мы провели еще одно серьезное исследование, результаты которого пока обрабатываются. Оно связано с селом Николаевка Михайловского района, которое сильно пострадало от лесного пожара в прошлом году и было восстановлено в рекордно быстрые сроки. Там очень интересные результаты должны получиться, особенно в психологическом аспекте — изменились отношения между соседями, родственниками. Наши студенты-конфликтологи, работавшие там, до сих пор под впечатлением от услышанного. Николаевцы, что называется, получили возможность выговориться. Надеюсь, в скором времени мы обнародуем результаты этой работы.

— Насколько ваши социологические изыскания интересны нашей власти?

— По результатам исследования социокультурного портрета Алтайского края мы подготовили аналитическую записку в краевую администрацию. И к нашей работе проявлен серьезный интерес. Но если говорить в целом, то пока работой по проведению социологических исследований нашим факультетом власти интересуются недостаточно. А жаль, ведь факультет социологии АлтГУ — единственный в регионе, где есть высококвалифицированные кадры преподавателей–социологов. Мы готовим таких специалистов, как социологи, конфликтологи, социальные работники. Но в основном сами ищем и находим хоздоговорные темы, пишем заявки на гранты. У нас же распространено мнение, что социологическое исследование — это так просто, его любой может провести, достаточно накидать простенькую анкету и задать вопросы первым встречным.

Сейчас начнутся предвыборные дела, и кому на Алтае опять будут заказывать социологические исследования? Заезжим гостям. А ведь у нас уже состоявшийся факультет, ему исполнилось 20 лет, есть серьезные научные наработки, необходимая исследовательская база. Нам, конечно, хотелось бы, чтобы возможности факультета активно использовались при планировании социологических исследований в Алтайском крае, и надеемся, что наш коллективный труд будет содействовать дальнейшему развитию региона.

Кто такая Ольга Колесникова

Возглавляет факультет социологии АлтГУ с 2006 года. В 2000 году защитила кандидатскую диссертацию  в диссертационном совете АлтГУ по проблемам социальной защиты населения в регионе экологического неблагополучия. Ольга Николаевна автор более 60 публикаций по проблемам социологического образования, социальной защищенности и благополучия населения. В прошлом году ей присвоено звание "Почетный работник высшего профессионального образования РФ".

Какие чувства вы испытываете к своему региону?

47% В целом доволен, хотя многое меня не устраивает
19% Рад, что здесь живу
15% Не испытываю особых чувств по этому поводу
9% Не нравится жить здесь, но уже привык и не собираюсь никуда уезжать
6% Хочу уехать в другой регион
4% Хочу уехать из России