Трактористы широкого профиля

сентябрь 7, 2004

Жесткая рыночная борьба и разнообразие брэндов всегда обуславливает появление в компаниях новых людей - PR-менеджеров. Эта аксиома наиболее ярко подтверждается в европейской части России. На Алтае же она получается несколько перевернутой. На многих предприятиях есть штатные PR-щики, присутствуют на рынке и специализированные агентства. Но практически все представители этой сферы услуг говорят, что нет ни рыночной борьбы, ни разнообразия брэндов. Вот такой парадокс!

Подмена рекламой

Рынок PR-услуг в Барнауле представлен всего двумя профильными агентствами - "Парк и К" и "Алтай-Имидж". "Выжить, занимаясь только чистыми PR-ом, как заявлено в названии наших фирм, просто невозможно. - говорит Михаил Литвинов, директор "Алтай-Имиджа". - Мы сами даже называем себя "трактористами широкого профиля", потому приходится заниматься всем, чем угодно - от социологических исследований, до простой рекламы". Галина Качакаева, возглавляющая PR-агентство "Парк и К", говоря о развитии рынка, отмечает, что "сектор PR-услуг представлен слабо, но и особой потребности у алтайского бизнес-сообщества в этой сфере нет". Главная причина этого, по мнению госпожи Качакаевой, - слабая экономическая ситуация в регионе и, как следствие, отсутствие конкуренции, порождающей потребность в PR-менеджерах.

Михаил Литвинов склоняется к точке зрения, что PR на Алтае, как правило, подменяется обычной рекламой. "Объясню этот факт на примере Барнаульского пивоваренного завода, - рассказывает господин Литвинов. - Эта организация активно продвигает и рекламирует свою продукцию. Все знают, какое замечательное пиво "Ворсин" или минеральная вода "Джела". Нам долго объясняют какой этот продукт вкусный и полезный, но никто даже не обмолвится о самом БПЗ. Мы не знаем, почему это предприятие успешно развивается, завоевывает всевозможные награды. Имея брэнд, его не "пиарят", а занимаются рекламой продукции".

Игроки рынка отмечают и то, что очень проблематично продвигать алтайские товары за пределы региона. Причина в том, что у фирм-производителей практически нет четко сформированных брэндов. Кстати, из двух PR-фирм только "Алтай-Имидж" работает за пределами края. "Парк и К" сосредоточил свою деятельность только на Алтае.

Виртуальная реальность

В тех случаях, когда представителям бизнеса выпадает возможность заняться чистым PR-ом, каждый из них предпочитает свои методы ведения кампании. Специалисты "Алтай-Имиджа" склоняются к мнению, что, продвигая бизнес, можно эффективно использовать предвыборные технологии, когда результат необходимо получить в сжатые сроки.

Михаил Литвинов рассказал "ВД" о использовании подобных методик при открытии цеха по производству пека на заводе "Алтай-кокс". "Перед нами стояла задача, чтобы об открытии этого цеха заговорили в крупнейших западных информационных агентствах. Сделать это за деньги - слишком дорого. Тогда мы разослали в эти агентства пресс-релизы, в которых говорилось, что на открытии цеха будут присутствовать более пяти губернаторов, полномочный представитель президента и т.д. В действительности, конечно, никого из них не было, хотя мы их и приглашали. У нашей прессы жив стереотип, что чем больше VIP-персон на мероприятии, тем оно важнее. Не заплатив ни копейки, мы получили около 600 упоминаний об открытии цеха в крупнейших информагентствах".

По словам Литвинова, в каждом втором случае приходится использовать, так называемые виртуальные технологии. Галина Качакаева отмечает другую особенность при работе с клиентами. "Есть ситуации, в которых мы сразу видим, что добиться ожидаемого заказчиком эффекта не удастся. В таких случаях мы сразу же отказываем в своих услугах, за нос не водим", - говорит она.

Капитал - в идеях

Существует мнение о том, что работа PR-менеджера является очень прибыльной. Отчасти этот стереотип поддерживают избирательные кампании, во время которых рвущиеся к власти кандидаты зачастую не жалеют средств. "Наши бизнесмены пока не готовы достойно платить за PR-услуги", - говорят в агентстве "Парк и К". Впрочем, условный разбег цен в агентствах называют такой - от 10 до 200 тысяч рублей за месяц работы кампании.

Стоимость услуг зависит от количества вовлеченных в работу различных "мозговых" ресурсов - социологов, журналистов, дизайнеров и т.д. "Дороже всего заказчику обойдется хорошая идея с четким механизмом ее реализации", - говорит Михаил Литвинов.

Кроме нежелания заказчиков платить большие деньги, PR-щики отмечают и другую сложности при работе. "Очень трудно работать с большинством алтайских бизнесменов, потому что они считают, что сами во всем лучше всех разбираются и не доверяют нам и нашим идеям", - констатирует Галина Качакаева.

Боксеры-теоретики

Несмотря на то, что во многих алтайских вузах существуют кафедры, готовящие специалистов по связям с общественностью, представители PR-агентств одной из основных своих проблем называют отсутствие хороших кадров. "В учебных ызаведениях дают, как правило, образование, но не учат профессии", - считает Михаил Литвинов. "Боксерами-теоретиками" нередко называют выпускников факультетов и отделений уже освоившие PR-ремесло специалисты.

Отсутствие стратегического мышления и элементарных практических навыков - одни из основных претензий к молодым специалистам. Устранить эти недостатки возможно, по мнению представителей PR-агентств, проводя в вузах специальные тренинги. Но материальная база учебных заведений не позволяет этого сделать. А самостоятельно студентам принять участие в подобных мероприятиях обойдется не дешево - стоимость тренингов и семинаров, проводимых престижными PR-школами, начинается от 200 долларов. И проходят они далеко не в Алтайском крае.

Штатные PR-щики

Есть и другие участники этого рынка - штатные PR-менеджеры на предприятиях. За редкими исключениями эти специалисты занимаются только связями с общественностью. Как правило, обязанности по PR лежат на менеджерах по рекламе или специалистах по маркетингу. Для регионов характерны две модели таких штатных PR-служб.

В представительствах федеральных компаний работают по схеме, разработанной в головном офисе. "Всю стратегическую политику рекламных и "пиаровских" кампаний разрабатывают в Москве. - рассказывает Елена Меньшикова, специалист по рекламе и маркетингу барнаульского филиала компании "ВымпелКом-Регион". - Мы на местах информируем прессу, согласовываем размещаемые рекламные материалы, устраиваем пресс-конференции".

На специалистов по связям с общественностью местных компаний нередко перекладывается обязанность проводить не только внешний PR, но и внутренний, в своей корпорации. "Вместе с менеджером по персоналу мы реализуем те или иные проекты, направленные на поддержание боевого духа сотрудников", - говорит Мария Алябина, PR-менеджер компании "Юр'Ком(п)".

Штатные PR-менеджеры и представители агентств настроены по отношению друг к другу весьма скептически, хотя их коммерческие интересы пересекаются редко. "Я не знаю ни одного PR-агентства в Барнауле, которому я безбоязненно смогла бы доверить имидж своей компании", - говорит Елена Меньшикова.

Представители агентств тоже не самого высокого мнения о противоположном им сегменте рынка. "Идеи штатных PR-щиков подавляются директивами руководителей. А режим работы, предполагающий то активную работу, то простой из-за ее отсутствия, не позволяет быть постоянно в тонусе", - выражает свое мнение Михаил Литвинов.