Сольемся в экстазе

сентябрь 7, 2004

В крае продолжает активно обсуждаться тема укрупнения районов, заявленная губернатором Михаилом Евдокимовым 30 июля на выступлении, посвященном ста дням его правления. Свои мнения по этому поводу высказывают уже и главы районов, и депутаты.

Какие плюсы этого процесса отметил губернатор? По его мнению, нынешнее административное деление края в дальнейшем будет только ухудшать положение селян. Он считает, что необходимо концентрировать районы вокруг городов, поскольку именно в городах находится наибольшее количество предприятий и именно в их бюджеты соответственно будет поступать большее количество налогов. Кроме того, укрупнение, по словам главы администрации края, позволило бы значительно сократить управленческий аппарат и, следовательно, расходы на него, тем самым высвободив деньги на другие нужды края.

Надо сказать, что идея Евдокимова стала своего рода глобальным продолжением тех процессов, которые уже идут в крае и в целом по стране на уровне некоторых организаций и ведомств. Почта России, Сбербанк России, налоговая инспекция уже провели или проводят реорганизацию своих структур. Так, например, по всей России начиная с 2001 года проходит сокращение районных узлов связи (РУС), происходит как бы их укрупнение: функции нескольких районных узлов передаются одному, их объединяющему. В Алтайском крае количество РУСов в районах сократится к концу реформы с 60 до 25. Снижается в крае и количество расчетно-кассовых центров: с 47 их число уменьшится также до 25.

Как правило, одной из главных целей реорганизации является сокращение расходов какого-либо предприятия. Однако район - это все-таки не предприятие. И проведенный нами опрос селян показал, что не все они разделяют оптимизм губернатора.

"Так и напишите, что жители Ельцовского района против! Мы это уже проходили!" - такую бурную реакцию вызвал наш вопрос в администрации Ельцовского района. "В 1962 году, когда Тогульский и Ельцовский районы включили в состав Целинного, наш район потерял более 20 сел, - сказал нам не пожелавший представиться чиновник из ельцовской районной администрации. - Закрылись фельдшерско-акушерские пункты, больницы, вся социалка - и села просто перестали существовать. Через три года нас разъединили. Я уверен, что если наш район опять объединят с каким-нибудь, то останутся всего четыре села, которые стоят вдоль дороги, ведущей в Кемерово, остальные исчезнут".

Преждевременным считает рассмотрение этого вопроса и Александр Романенко, председатель бюджетного комитета краевого Совета и житель Павловска:

- Считаю, что этот вопрос зря сегодня выносится. К нему надо очень грамотно относиться с юридической точки зрения. И самое главное - подойти к нему, исходя из тех особенностей, которые есть в Алтайском крае. Это крупный регион по площади, но в нем достаточно малая плотность населения. И если мы сегодня захотим укрупнить районы, то надо подумать, что будет с малыми и отдаленными селами. Как оттуда люди будут добираться до районного центра? Как они будут удовлетворять свои житейские потребности в здравоохранении, образовании, телефонизации?

Посыл о том, что за счет укрупнения сократится количество чиновников, неверным считает Александр Назарчук. "Надо не сокращать органы управления, а организовывать их эффективную работу, - сказал он. - А ликвидировав районы, мы ухудшим условия проживания для людей".

Сейчас, как нам сообщили в пресс-службе администрации, целесообразность объединения районов просчитывают экономисты администрации края. В первую очередь речь идет о слиянии городов и тех районов, внутри которых эти города расположены: Бийск и Бийский район, Змеиногорск и Змеиногорский район, Алейск и Алейский район и т.д. Только после того как экономисты вынесут свой вердикт, сообщили в администрации, можно будет вести более предметный разговор на эту тему.

До 2006 года слияние районов невозможно

Любая новая идея должна подкрепляться необходимой правовой базой. О том, что предусматривает законодательство в вопросе укрупнения районов, "СК" рассказал председатель комитета по местному самоуправлению крайсовета Игорь Вольфсон.

- Механизм объединения районов предусмотрен новым федеральным Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Право инициативы в этом вопросе дано населению, органам государственной власти и органам местного самоуправления. То есть администрация края может выдвинуть такую инициативу.

После этого требуется согласие населения районов в лице избранных им районных депутатов. Предусмотрен перечень документов, которые необходимо собрать. Этот пакет документов передается в краевой Совет народных депутатов. И крайсовет принимает соответствующее решение.

Но дело в том, что до 1 января 2006 года укрупнить районы невозможно. Это запрещено федеральным законом. Подготовительную работу проводить можно, но решения принимать нельзя.

Кроме того, все наши районы и города поименно перечислены в Уставе Алтайского края - главном документе нашего региона. Порядка внесения изменений в эту статью Устава не существует. Получается, что для слияния районов нужно внести изменения в Устав, а для этого нужно набрать две трети голосов депутатов. (Обычно набрать такое количество голосов по столь неоднозначному законопроекту бывает крайне сложно. - Прим. "СК".)

В объединении района и города есть своя специфика. Здесь обязательно мнение всего населения, а не только депутатов. Проводится опрос, путем которого выявляется мнение людей, - процедура такая же, как референдум, только называется по-другому. Если население выскажется против - только в городе или только в районе, или и в городе, и в районе, - никто ничего объединить не сможет. Если объединять, например, Рубцовск и Рубцовский район, то Рубцовск будет иметь те же полномочия и функции, что любой сельсовет Рубцовского района. И только. А это очень небольшие функции. Вряд ли Рубцовск будет в этом заинтересован.

Александр Назарчук в интервью "СК" сказал, что депутаты нынешнего состава крайсовета "никогда не проголосуют за такие изменения в Уставе края".

Мнение

Владимир Рыжков, депутат Государственной Думы:

- Мы этот вопрос в начале 1990-х годов глубоко изучали. Тогда я работал заместителем главы администрации края Владимира Федоровича Райфикешта. И тогда тоже возникла схожая идея - объединить Камень-на-Оби и Каменский район, Змеиногорск и Змеиногорский район, Алейск и Алейский район и так далее, и сэкономить. Изучение этого вопроса было поручено как раз мне. Так вот тогда мы пришли к выводу, что это нецелесообразно.

Ведь район – это не кусок территории и не определенное число жителей. Это социальная инфраструктура и бюджетная система. Это сеть больниц, аптек, школ, это интернаты, где учатся ребятишки из маленьких сел, это автовокзалы и многое другое. Если администрация намерена сокращать бюджетную сферу и на этом экономить – это одно. Но если они хотят механически объединить районы, то никакой экономии это не принесет. То, что в этом случае может понизиться уровень социальных гарантий, для меня очевидно.

Я считаю, что если где-то люди сами хотят объединиться и для этого созданы все условия, то тогда это можно сделать. Но превращать это в кампанейщину, проводимую насильственно, считаю, нет смысла.

Историческая справка

Впервые районы на территории Алтайского края были созданы в 1924 году. Тогда Сибирский революционный комитет упразднил существовавшие до того 128 волостей и создал 39 районов.

Как сообщается в Энциклопедии Алтайского края, в течение 1931-1937 годов многие районы были ликвидированы или, наоборот, восстановлены. Часть была переименована. Например, Бащелакский район был переименован в Чарышский, Чистюньский – в Топчихиснкий. Тогда все эти районы являлись частью большого Западно-Сибирского края, который в 1937 году был разделен на Новосибирскую область и Алтайский край.

В состав края вошли 55 районов и Ойротская автономная область (сейчас - Республика Алтай). Три новых района были созданы в 1939 году, а в 1944 году появились еще 11. К 1945 году в состав края входили 65 районов.

В связи с очередной перестройкой органов партийного и государственного руководства народным хозяйством в 1962 году в крае прошло укрупнение районов. В 1963 году вместо существовавших ранее было образовано всего 24 района. Но эти новые образования себя не оправдали из-за своей громоздкости, и к 1966 году в крае была восстановлена прежняя районная сеть.

В период наиболее интенсивных административно-территориальных реорганизаций - с 1939 по 1989 годы - число населенных пунктов в крае сократилось на 62%.