Какова реальная цена бесплатного образования?

май 26, 2011

Недавно краевое управление по образованию и делам молодежи инициировало проверки "по фактам принудительных сборов с родителей учащихся". Как водится, толчком послужил скандал, после которого для жалобщиков даже организовали "горячую линию". Правда, на удивление, ситуация вдруг стремительно изменилась – говорят, родители начали присылать руководителям школ и детских садов письма со словами поддержки и благодарности.

Какова реальная цена бесплатного образования?
Михаил Хаустов

Решаема ли в реальности проблема, в которой, с одной стороны, скудные бюджеты школ и садиков, а с другой – не самые великие возможности не таких уж богатых родителей?

Александр Карлин,
губернатор:

Мы вкладываем в образование максимально возможное количество ресурсов, и транслировать сюда еще большие средства в ущерб другим социальным сферам у нас нет возможности. Выход один – учреждения должны увеличивать собственные доходы и более эффективно использовать уже имеющиеся ресурсы.

В этом учебном году расходы на обучение и воспитание ребенка-школьника в вашей семье по сравнению с прошлым годом…

Ответы респондентов распределились следующим образом:

Не изменились — 17%
Немного выросли — 45%
Значительно выросли — 32%
Затрудняюсь ответить — 6%

Опрос проведен 26–28 апреля 2011 года исследовательским центром портала Superjob.ru во всех округах России. Участие приняли 1 600 респондентов.

Загляните в нашу смету

Наталья Тубольцева,
заведующая детским садом № 50 Барнаула:

Желание решить проблемы образовательных учреждений (если оно, конечно, искреннее) не должно ограничиваться карательными мерами. Прежде чем кого-то обвинять, нужно добросовестно, а не фиктивно разобраться в ситуации.  

У многих сегодня сложилось ложное мнение, что детские сады финансируются в достаточном объеме, а заведующие и воспитатели собирают деньги в свой карман. Пусть убежденные в этом посмотрят смету (на мой взгляд, любой родитель должен иметь к ней доступ), в которой четко прописано, на что нам выделяют деньги. В частности, государство оплачивает освещение, отопление и зарплату сотрудников. Но, например, в этом году один из поставщиков услуг – "Кузбассэнерго", уважаемый монополист, – только по официальным данным, поднял тарифы на 20%, в то время как в наших сметах заложено удорожание на 6%. Руководство всех уровней советует экономить. На чем? Всем известно, что цены на продовольствие поднялись, с октября 2010 года затраты на питание ребенка в месяц выросли  до 1 790 рублей, а у нас до сих пор по постановлению родители платят 1 160 рублей.

Вместе с тем требования, предъявляемые к образовательным учреждениям, постоянно растут. Так, по новым нормативам со следующего года детские сады должны ввести в штат двух бухгалтеров и системного администратора, закупить компьютеры и снабдить их лицензионными программами. Это называется "информатизация образования". Но если школам компьютеры давали, то детским садам – нет… Продолжать список того, что мы должны государству, можно еще очень долго.

Казалось бы, включение в образовательную программу дополнительных услуг за отдельную плату должно улучшить материальное положение, но не будем забывать, что с них нужно заплатить 38% налога.

Естественно, в сложившихся условиях родители берут на себя какие-то расходы и вносят добровольные пожертвования – они заинтересованы в том, чтобы их детям было комфортно. Важно позволять мамам и папам самим отслеживать все траты. Когда никто ни от кого ничего не скрывает, жалоб не возникает.

Заинтересованность или формальность?

Ирина Рощина,
мама ученика частной школы "Грани":

У муниципальных садиков и школ в распоряжении совсем немного бюджетных средств, так что сложно судить их за то, что они просят родителей о материальной помощи. Может, некоторые руководители просто неправильно, слишком казенно и стандартно это преподносят, вызывая тем самым недоверие.

Мой сын в свое время тоже учился в государственной школе, поэтому у нас есть кое-какой опыт. Бывает, что родители сдают деньги, например, на ремонт, а расходы идут еще и на другие нужды. Но так происходит не от хорошей жизни! Если бы денег у школ было достаточно, наверное, родителей и не просили бы помогать...

Мне кажется, существующую проблему решить можно, потому что во всех документах (начиная с министерских и заканчивая местными) все действительно хорошо и красиво. Жаль, что им мало кто следует. Например, мы, создавая свой лицей ("Грани" – первая в крае школа, открытая по инициативе и на средства родителей. – Авт.), брали за основу обычный устав, рекомендованный городским комитетом по образованию. Там все классно: школа – второй дом, где все вопросы дети, родители и учителя решают сообща. Что тут добавлять-то?

Для того чтобы отслеживать расходы, мы создали ревизионную комиссию, которая дважды в год проверяет обоснованность затрат. Так система становится прозрачной,  родители сами видят, что и сколько стоит и что куда тратится.

По взаимному согласию

Инна Дроздова,
заместитель начальника отдела развития образования краевого управления по образованию и делам молодежи:

Из звонков, поступающих нам на "горячую линию", ясно, что родителей чаще всего просят сдать деньги на ремонт класса или учебники. У людей разные возможности и соответственно разная реакция на такие просьбы. Обеспечение учебниками школьников отнесено к компетенции субъекта Федерации. С 2011 года размер субвенции, которую администрация края направляет в школы на учебники,  увеличен почти в пять раз.

Анализ обеспеченности учебниками территорий края показал, что она зависит от работы администраций школ и муниципальных органов управления образованием с резервно-обменными фондами, а также от обоснованности процедуры замены учебников, которая в ряде школ осуществляется неоправданно часто.

Размер субвенции не всегда поспевает за ростом цен на учебную литературу, но на эти цели можно задействовать средства субвенции на учебные расходы. Ряд учреждений изыскивает дополнительные средства путем оказания платных образовательных услуг.

Решение об оказании благотворительной помощи принимается родителем добровольно, а сумма взносов является произвольной. При оказании помощи составляется договор добровольного пожертвования. Если родители хотят и могут помочь, то помогают, принудить не может никто.

Опрос: по сколько сбрасываетесь?

Ольга:

Мой ребенок учится в третьем классе. Мы в месяц платим в школу незначительную сумму (где-то 150 рублей) на охрану, уборщицу и так далее. Суммы небольшие, совершенно не напрягают. В этом году мы вообще ничего не платили, так как в прошлом году делали в классе ремонт.

Данил:

В этом году собираемся отдавать сына в первый класс. Нас предупредили уже, что только за поступление придется отдать от пяти и выше тысяч рублей. Мотивируют тем, что школе нужны интерактивные доски.

Светлана:

У меня сын второклассник. Собираем деньги на охрану и питание. Еще делаем в школе небольшой ремонт, но решение об этом всегда принимают сами  родители, и сумма оговаривается.

Ксения:

Ежемесячно за садик мы платим 1 500 рублей. Дополнительно – 180 рублей  на охрану, 100 на группу. И единовременно мы сдавали тысячу рублей на бумагу, краски, карандаши и прочее. Кроме того, ежегодно по 2,5 тысячи собираем на ремонт. Поменяли линолеум, мебель, сантехнику. Вообще, конечно, тяжеловато платить и не каждому под силу.