Детско-юношеский клуб "Одиссей" открывает новый сезон

май 28, 2011

В конце мая — начале июня на Правдинском водохранилище пройдут учебно-тренировочные сборы парусного клуба "Одиссей". В рамках сборов 4 и 5 июня будут проведены соревнования на кубок "Одиссея". Новый летний сезон для клуба обещает быть насыщенным — это и традиционные соревнования 23–27 июня на кубок Посейдона (Обское море), и чемпионат России "Сибирская регата" 3–19 июля, многочисленные походы и экспедиции и куча других интересных событий. 

О планах, истории и флотилии "Одиссея" рассказал Владимир Шадрин, основатель и руководитель клуба.

Как все начиналось

Создание парусного клуба в тяжелых 1990-х годах было делом чисто инициативным, подкрепленным лишь наличием школьных мастерских, помощью друзей да личным карманом. Вообще, наш клуб —  это воплощение моей мечты детства о море и парусах. Мы появились в то время, когда, наоборот, все рушилось. Но мы выстояли и продолжаем развиваться.

Следующий год юбилейный — нам исполнится 20 лет. Начинался наш клуб с обыкновенного школьного парусного кружка, в 1992 году мы начали строить первый большой парусник, и уже в 1993-м впервые вышли в Обское море. Постепенно кружок стал настоящим клубом. Юноши и девушки, которые когда-то детьми начинали ходить в "Одиссей", продолжают строить суда, участвуют в соревнованиях. Сейчас многие из них уже  выпускники вузов, есть даже один кандидат наук!

Флотилия "Одиссея"

Мы сами разрабатываем проекты и воплощаем их в жизнь в нашей школьной мастерской. Сейчас  работаем над парусным катамараном из металла —  два корпуса длиной 8 метров и шириной 4 метра. На таком судне можно будет ходить по Оби. Он клепаный — с помощью детей мы поставили более тысячи заклепок! Сделаем мачты, поставим каюту — и можно будет путешествовать!  Но жесткокорпусные — это сложно. Они очень громоздкие, и главная проблема — место для стоянки. Ставить просто некуда. Никто не хочет брать нас "под крыло", а сами мы пока не  в состоянии организовать место для стоянки.

Нужен участок, сторожа. Сейчас совместно с другой дружественной организацией — "Алтай аква спорт" — мы бьемся за участок на берегу Оби. Но земельный комитет не идет навстречу. Так что пока главное наше направление — это сборные надувные суда. Они более компактны и занимают меньше места. Именно на таких судах мы участвуем в соревнованиях, в том числе и в чемпионате России. За эту зиму мы изготовили пять таких судов, а вообще вся наша флотилия насчитывает 25 парусников. Какие-то храним в школе, какие-то на причале, на водно-моторной станции "Обь".

Некоторые из них от начала до конца мы изготовили своими силами, для некоторых запчасти, например надувные баллоны, купили. В прошлом году мы получили грант губернатора края, и у нас появилась такая возможность.  Порой возникает проблема с парусами — настоящей парусной ткани в Барнауле не купишь, только под заказ, да и стоит она недешево. Приходится покупать более-менее подходящую простую ткань, шьем, конечно, тоже сами.  Размер наших парусников самый разный — от трех до девяти метров. Самые большие — для дальних походов, высота их мачты — больше здания нашей школы!

Воспитанники

Сейчас в клубе активно занимаются примерно 30 человек, менее активно — еще человек 40. Плюс наши бывшие воспитанники, которые не забыли про "Одиссей" и принимают активное участие в жизни клуба. В общей сложности наберется, наверное, сотня.  В клуб ходят не только мальчишки, но и девочки. Стараемся относиться к ним по-рыцарски, не нагружаем, а в походах даже не заставляем дежурить.

Интересующихся много, но прикипают не все. Если бы мы жили где-нибудь на берегу моря, окруженные романтикой парусов, конечно, было бы больше ребят.  Занятия проходят по-разному. Например, с младшими ребятами (4–5-й классы) мы строим простейшие модели парусных судов. Они учатся пилить, строгать, обращаться с металлом. У нас есть небольшой бассейн, в котором проводятся соревнования парусных моделей. Все по-настоящему: вентилятор имитирует ветер и создает даже небольшие волны, ребята устраивают гонки.

Потом, начиная со второго-третьего года работы в клубе, ребята подключаются к изготовлению частей настоящих судов. Когда подходит момент, соединяем детали в узлы и получается настоящий парусник.  Конечно, сейчас, чтобы выигрывать крупные чемпионаты России, Сибири, кое-что нужно покупать, а не делать своими руками. Часто вопрос победы решается не мастерством гонщика, а материальной частью,  то есть какие на судне паруса, какие баллоны и так далее.  Безусловно, нам помогает и город, и край, регулярно мы выигрываем гранты, но, к сожалению, этого недостаточно.

Конечно, нужна помощь на регулярной основе, а серьезных спонсоров не находится.

Соревнования и победы

В июне мы планируем провести соревнования на Открытое первенство Краевого детского центра по туризму (Правдинское водохранилище). Кроме того, там будут проведены соревнования среди наших бывших воспитанников на кубок "Одиссея".

Регулярно участвуем в "Сибирской регате" на Обском море. В этом году эти соревнования пройдут в 25-й раз. Это так называемое неофициальное первенство Сибири —  туда съезжаются все лучшие гонщики из сибирских городов. На "Сибирской регате" с 2005 года мы доминируем, держим абсолютное первенство.

С 2007 года мы участвуем в официальном чемпионате России по спортивному парусному туризму. На этих чемпионатах мы завоевали одну бронзовую и три серебряных медали. Первое место нам пока не дается. Но, как я уже говорил, здесь порой главную роль играет не мастерство гонщика, а материальная составляющая. Хотя по рейтингу наш спортс-мен Тимофей Насонов (из подросшего поколения) на первом месте, он трехкратный призер чемпионата России.

Эти чемпионаты также проходят на Обском море, и организует их Анатолий Кулик. Он известен сейчас во всем мире как человек, впервые пересекший Атлантический и Индийский океаны на надувном судне.

В августе, возможно, состоится поездка на Гилевское водохранилище, там пройдут соревнования на кубок Третьяковского района. Несколько лет назад мы к ним уже приезжали по приглашению бывшего главы района Владимира Чикинева. Они нас обеспечили транспортом, что очень важно, — дело в том, что для перевозки судов требуется грузовик, который не всегда легко достать. В качестве образца мы им оставили один парусник, чтобы по аналогии они могли что-то построить. Вот и посмотрим, что у них получилось. Заключительные соревнования сезона пройдут в конце августа — на кубок нашей 110-й школы. Это тоже уникальное явление — я не знаю больше в России другой школы, на кубок которой проводились бы соревнования по парусному туризму.

Такого клуба, как наш, где дети сами строят парусные суда, больше нет не только в Алтайском крае, но и в России. В этом наша сила и наша слабость — нам просто не с кем соревноваться на детско-юношеском уровне. Первенство Сибири и России — это все взрослые соревнования. Надеюсь, подобные клубы появятся еще где-нибудь.