июнь 7, 2011
Андрей Исаев, руководитель "Барнаульской сети социальных магазинов".
Анна Зайкова
"Барнаульская сеть социальных магазинов" (включает 19 розничных объектов, принадлежащих 13 предпринимателям), получил единственный грант мэрии Барнаула на реализацию интересного проекта. Сумма гранта составляет 870 тыс. рублей. Руководитель сети рассказал, для чего нужны эти средства.
На грант мэрии претендовало довольно много проектов. В финал, кроме нашего, попали проекты по организации сети прачечных и пекарен. Однако в этом году только победитель получил все деньги. Основным критерием при отборе проектов была их социальная значимость для жителей города. Сам проект называется "Минимизация розничных цен в магазинах НП "Барнаульская сеть социальных магазинов" для поддержки социально незащищенных слоев населения". В нашей сети и раньше действовали льготы для определенных групп населения, но чтобы двигаться дальше, мы планировали создать централизованный склад. При этом мы не задумывались о гранте — заявка была подана в последний момент, а первые поставки со склада мы планируем начать в июне.
Мы взяли в аренду помещение площадью около 60 кв. метров и своими силами начали оборудовать его под склад. Когда выбирали помещение, то пытались найти оптимальное сочетание цены и площади. Дело в том, что наш объект позиционируется не столько как склад, сколько как перевалочная база, где продукты не должны храниться в течение продолжительного времени. На первоначальном этапе здесь будут концентрироваться товары, не требующие специальных условий, поскольку холодильное оборудование для складских помещений стоит очень дорого. Пользоваться объектом смогут участники партнерства.
Цепочка движения товара от производителя до конечного покупателя зачастую бывает очень длинной. Сами производители не всегда заинтересованы в том, чтобы развозить продукцию по магазинам. Обычно они отдают это на откуп либо дистрибьютору, если речь идет о крупном производителе, либо оптовику. Каждый из участников цепочки устанавливает дополнительную наценку. Разница в цене продукта у производителя и той, что уже мы видим на полке, может доходить до 10–30% в зависимости от того, как построена цепочка. Наша идея заключалась в том, чтобы вычеркнуть лишние звенья. Большинство производителей готовы доставлять товар на централизованный склад. Мы своими силами сможем собирать заявки от магазинов сети и направлять их производителям, после чего они будут формировать для нас большую поставку. В данном случае срабатывает закон рынка: чем больше поставка, тем ниже цена. Работая по такой схеме, мы сможем снизить затраты на 10–20%.
Управление складской системой будет осуществляться силами менеджмента сети, кроме того, будут дополнительно привлекаться грузчики, экспедиторы и т. д. Пока идет выстраивание схемы поставок. Мы пользуемся наемным транспортом, но на деньги от гранта планируем обзавестись собственным парком. Через базу планируется поставлять порядка 30% ассортимента стандартного магазина. Мы знаем, что в Барнауле будет построен центр оптовой торговли METRO. Когда это произойдет, скорее всего, мы будем сотрудничать и с ними. В принципе, их формат тоже позволяет исключать из цепи поставок лишние звенья. Но я не уверен, что имеющийся у них ассортимент будет нас устраивать на 100%. Не знаю, как он будет формироваться в барнаульском METRO, но если обратиться к опыту "Ленты", то алтайских товаров там немного. Все-таки наша первоочередная задача — наладить прямую связь с алтайскими производителями. В прошлом году во время эпопеи с гречкой мы закупали ее непосредственно у фермеров по цене в два раза ниже, чем у поставщиков.