"Потребителя надо соблазнять, а не насиловать"

сентябрь 10, 2004

Работающие на местном рынке PR-щики склонны перекладывать ответственность за наполнение профессии откровенно слабыми специалистами на высшие учебные заведения. "Вузы их штампуют, а они ничего делать не умеют", - одно из убеждений некоторых специалистов. Согласны ли с этим те, кто обучает студентов? Ответить на этот и другие вопросы корреспондент "ВД" попросил Татьяну ГОЛОБОРОДОВУ, заведующую кафедрой "Связи с общественностью" Алтайского государственного университета.

- Татьяна Николаевна, что представляет собой рынок PR-услуг на Алтае?

- К сожалению, он выглядит, как несформированное, слабо сегментированное профессиональное пространство. Субъектами этого рынка я считаю самих "пиарщиков", заказчиков и вузы, готовящие кадры и занимающиеся научными изысканиями. Все эти три элемента, в принципе, далеки от диалога. Немногочисленные профи обвиняют клиентов в незрелости. Заказчики обвиняет "пиарщиков" в некомпетентности. А затем на пару обвиняют вузы в неадекватности представления о профессии. К сожалению, правы все.

Я отмечаю и еще одну очень опасную тенденцию. Мода на PR постепенно проходит, а понимание сути профессии так и не пришло. Если так будет продолжаться еще хотя бы два-три года, то профессия и рынок начнут стагнировать.

- Профессия пиарщика предполагает умение найти решение и выход из любой кризисной ситуации. Как в этом случае повернуть сложившуюся рыночную ситуацию в другое русло?

- Каждый из участников PR-рынка должен взять на себя ответственность за это предкризисное состояние. Кроме того, не нужно забывать, что PR - это комплексная, методологически очень сложная деятельность, включающая в себя и аналитику, и креатив, и управление проектами. Эффективность PR, исключая политконсалтинг, не столь очевидна, как эффективность рекламы. Последнюю можно просчитать по росту уровня продаж. Но качественный и по настоящему грамотный PR создает более надежный, можно сказать даже стратегический вид капитала - паблицитный, основанный на доверии к торговой марке.

Мы же сейчас имеем такую картину, что даже не все "пиарщики", называющие себя профессионалами, понимают как измерить, а главное изменить уровень доверия потребителя. Понятно, что это трудоемкое и весьма затратное дело иногда кажется заказчику излишней роскошью. А пиарщик вместо того, чтобы конструктивно выстраивать с потенциальным клиентом диалог, пытается его воспитывать. С точки зрения психологии это означает навсегда поставить крест на "дружбе с клиентом".

- Почему столько камней падает в огород вузов за "бесталанных" выпускников?

- Не забывайте, что вузы - это академические структуры. Они неспособны быстро и адекватно реагировать на изменение запросов со стороны рынка по причине общей негибкости системы. В каждой высшей школе специальность "связи с общественностью" существует, как правило, на каком-то факультете - от филологического до экономического, что весьма ограничивает возможности выпускников. В связи с этим в последнее время мне все более и более симпатична европейская модель PR-образования, выведшая специальность за рамки академических школ. К тому же современное представление о PR-деятельности предполагает возложение на специалиста и управленческих функций. Совершенно очевидно, что современный российский вуз, замыкая специальность на теоретический аспект, не может выпускать PR-управленца.

- Если предприниматель решил начать PR-кампанию своего бизнеса, ему лучше довериться своему штатному специалисту или поручить это дело специальным агентствам?

- Однозначного ответа нет. На разных этапах становления и развития организации перед ней встают разные задачи. Зачастую штатному специалисту не хватает широты видения проблем. Не секрет, что самые эффективные PR-ходы появляются из синтеза разных подходов. А вот работникам агентств наоборот часто не хватает глубины знания дела.

- Какая фирма или бизнесмен на Алтае, на ваш взгляд, наиболее ярко и эффективно занимается собственным PR-ом?

- В Барнауле одним из немногих руководителей, имеющих комплексное представление о PR и осознающих его важность, является Александр Ракшин. Ему удалось создать достаточную паблицитную базу для своей торговой марки "Мария-Ра". Потребитель ей не просто доверяет - он соблазнен ей. Соблазнить же потребителя, а не изнасиловать его, как это чаще всего происходит, - это и есть высокое искусство PR.