июнь 1, 2011
Предвыборные кампании в Госдуму и АКЗС начались. Неофициально, конечно. Но партии открыто говорят, что к борьбе за места под политическим солнцем они уже приступили. И большинство из них в качестве одного из приоритетных направлений работы называют поддержку бизнеса. В этом выпуске "Дискуссионного клуба" представители региональных отделений дискутируют о том, что могут предложить предпринимателям.
Здание администрации Алтайского края.
Михаил Хаустов
Позиция Павла Нестерова оказалась любопытной. Как член "Единой России" ("ЕР") и депутат АКЗС он уверен, что и партия, и краевые власти сделали немало для поддержки бизнеса в крае. А как предприниматель, руководитель объединений АСП и "ОПОРЫ России" в крае он признал, что его федеральные коллеги приняли некоторые решения, не вполне отвечающие интересам бизнеса.
— Одним из приоритетов предвыборной кампании "ЕР" названа поддержка предпринимательства. Что конкретно имеется в виду?
— Давайте сразу обозначим, какой по размеру бизнес мы будем обсуждать. Я думаю, никто не сомневается в существующей поддержке государством крупных компаний, банковского сектора и т. д. И второй момент: мы не будем разделять решения, принимаемые на госуровне и "ЕР", которая участвует в принятии решений. Если говорить о сфере малого и среднего бизнеса (МСБ), то надо вести речь об активной поддержке предпринимательской инициативы, в первую очередь товаропроизводителей, инновационного бизнеса, предприятий, оказывающих социальные услуги, и т. д. Государством в целом формируется законодательная база в сфере МСБ. Принят базовый Закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ". Были приняты акты о льготной приватизации. Действует закон № 294, регулирующий процесс проверок бизнеса. Был принят закон о торговле.
— Есть распространенный стереотип, что партии либерального толка поддерживает бизнес. Насколько, на ваш взгляд, это верно? Если да, то почему?
— Любая либеральная партия действует очень здраво. Здравомыслие ее рассуждений заключается в том, что экономику двигает частная инициатива в условиях конкуренции. А бизнес как раз по этим правилам и живет.
У нас есть манифест. Его еще называют программным заявлением. Он состоит из четырех разделов. Первый раздел — это искоренение коррупции. Второй — честные, свободные выборы и истинное народовластие. Третий — прекращение милицейского, прокурорского и судебного произвола, засилия спецслужб. А четвертый как раз — создание условий для развития экономики. И в этот раздел входят защита частной собственности, уголовное наказание за рейдерские захваты, открытый аудит монополий с целью обоснования их тарифной политики, коренное улучшение инвестиционного климата, отмена большинства видов лицензирования и разрешительной практики, прозрачные правила и процедуры доступа к природным ресурсам и инфраструктуре, перенаправление бюджетных расходов на развитие человеческого капитала и т. д.
— Не секрет, что большинство законодательных инициатив оппозиционных партий не проходят в парламентах — федеральных и региональных. Выдвигала ли "СР" предложения, направленные на поддержку бизнеса?
— Наша партия делает это регулярно. Приведу два примера. В конце 2009 года лидер "СР" Сергей Миронов внес в Госдуму законопроект — изменения в Закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ". Он предлагал увеличение предельных значений средней численности работников для всех категорий субъектов МСБ: для средних предприятий — от 121 до 270 человек, для малых — до 120 человек, для микро- до 20 человек. Законопроект был внесен в разгар кризиса. Он должен был способствовать улучшению условий работы предприятий и созданию дополнительных рабочих мест. Но проект, как обычно, завис — он даже не рассматривался на комитете, а правительство дало отрицательное заключение.
— Сегодня чуть ли не все парламентские партии одной из задач и провозглашенных обещаний называют создание условий для развития бизнеса, поддержку предпринимательства. КПРФ это направление рассматривает в числе приоритетов?
— КПРФ рассматривает это направление с точки зрения поддержки тех людей, которые на предприятиях работают. Мы больше нацелены на рабочий класс, чем на крупный бизнес. Мы поддерживаем, скорее, малый и микробизнес. Но в большей степени все наши инициативы нацелены на наемных работников.