Есть ли смысл в передаче техосмотра "под крыло" страховщиков?

июнь 3, 2011

Госдума быстро отреагировала на недавнее заявление президента Медведева о том, что в нынешнем виде технический осмотр транспортных средств – процедура едва ли не бессмысленная. Парламентарии сняли с рассмотрения законопроект, предполагающий полную передачу функций техосмотра частным компаниям. А правительство объявило годовой мораторий на техосмотр. Следующим шагом, скорее всего, будет передача техосмотра в ведение страховщиков и привязка этой процедуры к выдаче полиса ОСАГО. Во всяком случае, так хочет президент, воля которого, как правило, исполняется.  

Насколько правильным будет этот шаг?

Автомобили.
Михаил Хаустов

Дмитрий Медведев,
президент России:

Процедура техосмотра не должна быть бессмысленной, обременительной, просто дурацкой. Есть вполне разумное предложение – отказаться от милицейского техосмотра и совместить его с договором о страховании ответственности в сервисе.

Вопрос будет решаться долго

Дмитрий Тюнин,
руководитель Алтайского филиала компании "Росгосстрах":

Применительно к качеству ныне существующей процедуры проведения технического осмотра автомобилей я согласен с оценками президента нашей страны. Фактически сейчас тот, кому сильно нужен техосмотр, пройдет его при любом состоянии транспортного средства.

Лично я не считают правильной передачу функций техосмотра именно страховым компаниям. И прямой взаимосвязи техосмотра со страховым бизнесом не вижу. По статистике, количество ДТП, произошедших из-за неисправности автомобиля, составляет незначительный процент. Есть гораздо более частые причины. Однако из-за технической неисправности автомобилей происходят, как правило, наиболее тяжкие дорожно-транспортные происшествия. То есть речь идет не о страховании, а о человеческой жизни вообще.

Вопрос о передаче функций технического осмотра страховщикам до сих пор не решен. Насколько мне известно, принятие соответствующего законопроекта в ближайшее время не состоится, поскольку вышло постановление правительства о введении годового моратория на проведение техосмотра. Так что решение вопроса о передаче полномочий кому-либо будет отложено для его более тщательной проработки. Напомню, существовало несколько версий. Первая: дать Российскому союзу автостраховщиков полномочия на аккредитацию фирм, проводящих технический осмотр. Версия вторая: дать допуск страховым компаниям на пункты техосмотра, где они контролировали бы этот процесс. Вопрос достаточно сложный и затрагивает очень разнообразные интересы. Ведь, например, понятно, что те люди, которые проводят техниче­ский осмотр сейчас, вложили в этот бизнес деньги. Есть и другие нюансы, в связи с которыми этот вопрос решится не скоро. На сегодня мы имеем факт – мораторий на прохождение техосмотра для автомобилей массой до 3,5 тонны, кроме техники, осуществляющей пассажирские перевозки.

Существующие на сегодня предложения предполагают существенную либерализацию прохождения техосмотра в зависимости от возраста автомобиля. В любом случает, если машина не старше семи лет, вам не потребуется ежегодно проходить эту процедуру, а при покупке нового автомобиля, что такое техосмотр, можно забыть на три года.

Убрать очередь или вообще отменить

Юрий Шаталов,
юрист по страховым спорам и ДТП:

Сейчас вовсю говорят о принципе "единого окна". Если он действительно будет реализован в новой системе техосмотра, то, безусловно, инициатива полезная. Недавно я оформлял акт единого осмотра на автомобиль своего клиента. В одной и той же очереди мне пришлось постоять три раза.

Если страховые компании или кто-то еще сможет разобраться с очередями в пунктах ТО, то большая часть автовладельцев должна воспринять это позитивно. Государство же в этом вопросе оказалось бессильно.

Что касается "серых" схем, то они, скорее всего, никуда не денутся. Среди автомобилистов всегда останется определенная часть, которая приобретет талон техосмотра, фактически его не проходя. Как останутся и должностные лица, готовые его продать.

Техосмотром в идеале должна заниматься специализированная компания. При этом у автовладельца должна быть возможность устранить хотя бы мелкие неисправности прямо на месте. Пока ее нет. И это тоже серьезный минус.

Могу также отметить, что большинство аварий происходит не из-за технического состояния транспортных средств, а по причине, которую модно называть "человеческий фактор". Куча ДТП с участием пьяных водителей, и только одно из 100 – из-за неисправности транспортного средства. Поэтому я считаю, что, даже если ТО полностью отменят, особой беды в этом не будет. Большинство автомобилистов и так следят за своими машинами, дополнительный контроль им не нужен.

Осмотр один – риски разные

Александр Эннс,
директор компании "Барнаул – Моторс":

Для меня пока непонятно, как предлагаемая система отразится на полисе ОСАГО. По идее, если страховая компания будет контролировать пункты технического осмотра, то есть фактически проверять автомобили на безопасность, то и к цене полиса нужно будет подходить дифференцированно.

Ведь есть разница между надежностью, например, свежей иномарки и старых "Жигулей". По логике риски для иномарки будут ниже, соответственно и полис должен быть дешевле. Пока этот механизм не расписан, мне лично вообще непонятно, для чего нужны будут эти нововведения.

Предлагаемый новый порядок получит смысл, если страховая компания будет только контролировать процесс, а специализированные автосервисы проводить сам осмотр транспортного средства. У страховщиков нет ни технологической базы, ни опыта для подобной деятельности.

Конечно, не могу утверждать, что сегодня с техосмотром у нас все хорошо. Иногда едешь за каким-либо транспортным средством и просто удивляешься: какой инспектор выпустил его на дорогу? Веры такому контролю нет никакой. Посмотрим, изменится ли ситуация, когда ТО передадут страховщикам.

Вместе с тем не только техосмотр сегодня пустая формальность. И подготовка водителей слабая, и состояние дорог оставляет желать лучшего. На эти вопросы надо в первую очередь законодателям внимание обращать.

Опрос: а вы техосмотр проходите?

Виктор Клепиков,
региональный представитель Федерации автовладельцев России:

Да. Подолгу и в очередях. Что касается новой инициативы, на наш взгляд, произошло лоббирование интересов страховщиков. ТО должны проводить как можно больше структур.

Светлана Тельнова,
редактор сайта Клуба присяжных заседателей:

Сама не прохожу. Но знаю, что процедура эта, стоящая около 700 рублей, является длительной. Даже если у тебя автомобиль в порядке. По блату, говорят, можно получить талон ТО, добавив сверху тысячу рублей.

Андрей Деулин,
руководитель таксомоторной компании:

Прохожу. Трудностей никогда не испытывал, в очередях не стоял. О причинах распространяться не буду. Автомобилисты, если они мои знакомые, также в очередях не стоят.

Марина Ракина,
директор агентства недвижимости "Индустриальное":

У меня новый автомобиль, поэтому ТО предстоит только в будущем году. К президентской инициативе отношусь отрицательно, поскольку не люблю страховые компании, особенно в плане выплат по ОСАГО.