июнь 10, 2011
– Интерес к истории у детей ослабевает с каждым годом. Все больше в спортсмены идут. Раньше я на "Мемориал" возила целые группы, а теперь вот с трудом набираю желающих. Поэтому каждый неравнодушный ребенок, готовый жертвовать временем ради науки, – это, конечно, большая ценность, – говорит Александра Рудакова, учитель истории лицея № 86. В мае ее воспитанник Антон Протасов со своей работой "Трагедии XX века в истории семьи" вошел в число серебряных призеров всероссийского конкурса "Мемориал" и дополнительно был удостоен почетной премии им. Гроссмана.
"Работа помогла мне определиться с выбором будущей профессии".
Анна Зайкова
Антон живет в селе Логовском Первомайского района и ежедневно ездит в школу в Барнаул. Он планирует стать политологом или юристом и верит, что сможет изменить мир вокруг себя.
– Моя бабушка до сих пор, когда видит по телевизору сюжеты о Сталине, признается, что ненавидит его, – рассказывает Антон. – Со сталинскими репрессиями мои родные (причем по линиям и отца, и матери) связывают многие беды, а я узнал о них только в восьмом классе, когда начал писать реферат по истории. Теперь, когда школьный урок превратился в научно-исследовательскую работу, я понимаю, что история отдельно взятой семьи – это история всей страны. Просто в уменьшенном формате.
Мой прапрадед по линии отца, Макар Гаврилович Буянкин, в 30-х был раскулачен, хотя, по данным сельскохозяйственной переписи, был вовсе не кулаком, а середняком. Он был хорошим человеком, воспитывал четырех малолетних сестер, своим трудом всего добивался, а у него все отняли и приговорили к расстрелу. Все имущество же перешло к Ивану Сорокину, человеку, который в то время руководил партячейкой села. Его потомкам, кстати, до сих пор принадлежит дом деда в селе Бешенцеве… То есть ликвидация кулачества как класса проводилась с грубейшими нарушениями, и уже тогда органы власти использовали служебное положение в корыстных целях.
Макара Гавриловича должны были расстрелять как представляющего угрозу советской власти. К счастью, этого не произошло: по официальным свидетельствам, он бежал, по рассказам родственников – ему помог освободиться знакомый, бывший в числе конвоиров. В родное село он, конечно, не вернулся, вырыл себе землянку и жил в ней несколько лет. Потом началась война, преследования прекратились – Макар Гаврилович построил себе рубленый дом и перевез туда семью, а уже незадолго до смерти Сталина смог переехать в Барнаул. На фронт он не пошел, и, я думаю, не только потому, что ему было уже за 60, – возможно, он просто не мог защищать государство, которое хотело его уничтожить.
– Трагедия моей семьи по материнской линии на конкурсе "Мемориал" вызвала большой резонанс, и в большей степени благодаря ей я получил премию Гроссмана, – продолжает выпускник. – Во время войны моя прабабушка Анна Васильевна Князева училась в Копейске Челябинской области и была ответственной за выдачу хлеба своим однокашницам. В те времена многие девушки бросали учебу: сбегали, чтобы их не забрали на фронт. Однажды бабушка отоварила хлеб на беглянок и отдала его детям женщины, у которой снимала квартиру. Те на радостях выбежали на улицу, начали хвастаться… Тем же вечером приехала машина с уполномоченными, и Анну Васильевну арестовали. Ее осудили на 10 лет и отправили на Колыму, в крупнейший исправительный женский лагерь "Эльген". Я долго не мог восстановить маршрут, которым осужденных везли из Челябинской области на Колыму.
В работе я подробно описываю быт каторжанок в лагере. Летом заключенные должны были собирать золото: девушки лазали по скалам, доставали языками из расщелин и трещин золотые блестки и сплевывали их в коробочки. Так нужно было набрать 3–4 грамма в день. Если кому-то удавалось отыскать самородок (а случалось это редко) – снижали срок.
Когда взрывали скальную породу, никто не заботился о простейших мерах безопасности: зачем, если на место 30 погибших тут же привезут еще 50? Женщины гибли от несчастных случаев, инфекций, холода и голода. Пожалуй, единственным реальным шансом освободиться досрочно было рождение ребенка.
Билетом на свободу для моей бабушки стал сын Анатолий, которого она родила от лагерного медика Кролла (к сожалению, ничего, кроме фамилии, об этом человеке неизвестно). Как только мальчику исполнился год, ее освободили досрочно. Ребенка она забрала с собой, уехала в Оренбургскую область, вышла замуж, родила дочку (мою бабушку) и в 70-е вместе с семьей переехала в Алтайский край. О своей молодости она никому, кроме повзрослевшей дочери, не рассказывала. Мы, потомки, трепетно относимся к ее прошлому…
Работа Антона Протасова содержит несколько глав, в которых он на примерах судеб своих родственников рассматривает Гражданскую войну, коллективизацию, Великую Отечественную войну и сталинские репрессии. В нем все эти истории возбуждают не ненависть, но интерес и желание изменить то, что происходит в стране сегодня, – говорит, уже даже появляются кое-какие мысли по усовершенствованию экономической политики и социальной сферы.
– Работа постоянно вертится у меня в голове: я обдумываю ее тонкости, структуру. Правильно ли я интерпретировал события и раскрыл карты? Наверное, в дальнейшем буду ее развивать, но уже не вширь, а вглубь. Кстати, она помогла мне определиться с выбором будущей профессии, – говорит Антон. – Я всерьез захотел заниматься политикой. Меня очень заинтересовали взаимоотношения личности и государства. В советские времена человек для государства не значил ничего. Изменилось ли что-нибудь в этом смысле сегодня? Мне сложно сказать. Во всяком случае, открыто об этом нигде не говорится…
Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников учрежден международным историко-просветительским обществом "Мемориал", благотворительным фондом им. Лихачева и Союзом краеведов России. В этом году он проводился 12-й раз. Всего на конкурс было прислано 1 934 работы (64 из Алтайского края).
В число победителей вошел единственный наш земляк – Антон Протасов. Он написал свою работу под руководством Александры Рудаковой, учителя истории лицея № 86.
Ежегодно на всероссийском конкурсе "Мемориал" три работы, посвященные судьбе человека в XX столетии (вне зависимости от выбранного направления исследования), награждаются специальной премией им. Василия Гроссмана, учрежденной Исследовательским центром "Жизнь и судьба" (Италия, Турин).