июнь 14, 2011
Наталья Лапина
Олег Богданов
2,5 миллиарда рублей планируется потратить в ближайшие пять лет в России на программу "Русский язык" (). Потом то же самое про "общенациональную программу создания условий для функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации"
Я, филолог по образованию, отмечала бы этот праздник блестящей демонстрацией владения русским языком во всех его формах: письменной и устной. Медведев ведь сказал: Говорите правильно! А я добавлю: И пишите без ошибок!
500 миллионов рублей ежегодно Россия будет тратить на то, чтобы русский язык изучали и совершенствовали наши соотечественники за рубежом, а также преподаватели русского языка и обычные граждане национальных республик нашей страны. Я поняла, что укреплять знания по русскому языку будут все, кроме носителей языка.
Я как преподаватель русского языка и литературы по специальности и не замечу, на что и сколько тратится денег в рамках программы "Русский язык". Априори правительством решено, что носителям языка совсем не обязательно его совершенствовать. А надо бы... Вот, например, взять хотя бы наружную рекламу и составление вывесок для магазинов и организаций. Нам ведь их пишут не соотечественники из-за рубежа и не учителя русского языка из Тывы, а наши доморощенные специалисты, аборигены с профильным образованием.
И обидно, что пишут с досадными ошибками. Как будто двоечники у нас продвижением занимаются. И как будто Word`а нет.
А решить это досадное недоразумение очень и очень (и очень!) просто. Рекомендовать (или заставить) всем, кто делает вывески и наружную рекламу проходить грамматическую экспертизу в местных вузах на филфаках. Студенты-русисты будут вылавливать ошибки, факультет будет пиариться - типа "Проверено филфаком АлтГУ", а в рекламе и вывесках не будет опечаток и ошибок. И чтобы заказать себе какую-либо продукцию в типографии, надо предъявить документик от филологов, что, мол, ошибок здесь точно нет.
В Латвии есть Центр госязыка, который штрафует фирмы за ошибки в рекламе. Однажды у них было разбирательство о рекламе, содержащей 17 грамматических ошибок. Фирму, заказавшую такую рекламу, оштрафовали.
У нас сейчас это никто не контролирует. Хотя сами чиновники из администраций иногда такого поназаказывают в типографиях… И все всегда срочно, на бегу, задним числом. А потом выходим на День города с плакатами "С днем раждения барнаул". Или еще пример - один из операторов Большой тройки не ставит в своих рекламных баннерах знаки препинания – чтобы, мол, читалось на одном дыхании. Что за правило?
... Медведев, высказываясь по поводу грамотности россиян, заметил: почему ЕГЭ по русскому языку сдаем хорошо, а потом все забываем? Может быть, потому что совершенствуем не у тех?