Виктор Самотохин - о сокращении числа индивидуальных предпринимателей

сентябрь 29, 2004

До конца перерегистрации индивидуальных предпринимателей осталось чуть более трех месяцев. Пока итоги акции по "зачистке" реестра предпринимателей неутешительны. Из того количества "индивидуалов", которое налоговики планировали увидеть в общей базе данных, процедуру перерегистрации прошли менее 50%. В налоговой инспекции прогнозируют, что с 2005 года индивидуальных предпринимателей в крае станет в два раза меньше. Заместитель руководителя УМНС РФ по Алтайскому краю Виктор Самотохин, которого "ВД" попросило прокомментировать ход перерегистрации, считает, что материального вреда бюджету сложившаяся ситуация не принесет. Но в то же время ждет, что в последние дни этого года в пунктах перерегистрации будет ажиотаж.

- Какие темпы сегодня набрала перерегистрация индивидуальных предпринимателей?

- Напомню для начала цифры. У нас на учете на сегодняшний день стоит 107 тыс. 492 индивидуальных предпринимателя. Это те люди, которые по состоянию на дату выхода 129-го закона о перерегистрации индивидуальных предпринимателей, были занесены в нашу базу. Среди них есть те, кто регулярно ведет предпринимательскую деятельность и подает отчетность, те, которые числятся предпринимателями лишь номинально. И, наконец, те, кто занимается предпринимательской деятельностью время от времени. По нашим планам перерегистрироваться должно около 65 тысяч предпринимателей. К сожалению, на сегодняшний день, несмотря на все наши агитационные усилия, эти планы выполнены только наполовину. По состоянию на 1 сентября перерегистрацию в крае прошли 30 тыс. 490 предпринимателей. Это 47,5% от ожидаемого потока.

- Ситуация одинакова для всех районов края?

- Сельские районы проводят перерегистрацию успешнее. Местные налоговики знают всех своих 600-800 предпринимателей, что называется, в лицо и это упрощает им задачу. В некоторых районах края цифра доходит уже до 90% от плана. В других районах результаты менее впечатляющие, но хуже всего эта работа идет в городах, где и масштабы больше, и в лицо знать всех предпринимателей просто невозможно. Некоторые города пока перерегистрировали предпринимателей в пять раз меньше от уровня наших ожиданий. В первую очередь это Новоалтайск, некоторые районы Барнаула, да и Бийску особо похвастать пока нечем. Поэтому мы с тревогой ожидаем конца года, когда, по нашим оценкам, будет наплыв предпринимателей, желающих сохранить свой статус.

- Как появилась эта цифра в 65 тысяч предпринимателей, которые должны, по вашим словам, пройти процедуру перерегистрации?

- Это реальное количество регулярно отчитывающихся перед налоговой инспекцией индивидуальных предпринимателей. Мы рассчитали эту цифру в конце прошлого года исключительно для внутреннего использования, чтобы грамотно распланировать свою работу. Конечно, реальное число предпринимателей, прошедших перерегистрацию, может отличаться от запланированного уровня на несколько процентов - в ту или иную сторону. Да и вообще, налоговые инспекции на местах считают, что "погибших" предпринимателей будет больше, чем насчитали мы. Общее количество предпринимателей в крае по итогам перерегистрации, скорее всего, сократится вдвое.

- Остальные уже не ведут никакой деятельности?

- Причины могут быть разные. Кто-то сегодня отчитывается перед налоговиками, чтобы просто иметь свидетельство предпринимателя на будущее. Кто-то попробовал заниматься предпринимательством, но у него не получилось. Много может быть причин.

- А те наемные работники, которые получают свидетельство по настоянию работодателей, на ваш взгляд, придут перерегистрироваться?

- Здесь мы сталкиваемся с ситуацией, которую принято называть минимизацией налогообложения. Закон запрещает нам отказывать в свидетельстве индивидуального предпринимателя человеку по тем или иным формальным признакам. Единственное, что здесь можно сделать - вести профилактическую работу. Например, объяснять людям, что таким образом они добровольно отдают свои деньги работодателю. Единичные факты, когда подобные психологические атаки приносили эффект, есть. Но это действительно единичные случаи, о которых подчас рассказывают в форме анекдотов. Поэтому там, где подобная минимизация будет выгодна, она будет продолжать применяться.

- Есть ли у перерегистрации предпринимателей общие черты с перерегистрацией юридических лиц, которой налоговые инспекции занимались в прошлом году?

- Общее - это разъяснительная работа, которой мы активно занимались в прошлом году, и продолжаем заниматься в этом. Вполне сопоставимы и темпы перерегистрации в процентном отношении, которые были у нас на это время по юридическим лицам в прошлом году, и имеющиеся по предпринимателям сегодня. А дальше уже начинаются различия. Количество внесенных в нашу базу юридических лиц было почти в три раза меньше, чем количество зарегистрированных предпринимателей.

- Очевидно, тех, кто не успеет пройти перерегистрацию, лишат статуса индивидуального предпринимателя:

- Поймите правильно позицию краевого управления, которую мы донесли до инспекций на местах. Закон позволяет нам ликвидировать всех предпринимателей не прошедших перерегистрацию до 1 января 2005 года. Мы со своей стороны предпринимаем все доступные нам способы, донести до предпринимателей информацию о необходимости перерегистрироваться. Оборудуем световые табло в инспекциях, выставляем громкоговорители в местах, где много предпринимателей - например, на рыночных и привокзальных площадях, там, где есть торговые точки. Поэтому тем, кто опоздает, придется заново проходить всю процедуру регистрации. А это дополнительные финансовые расходы. Кто-то из предпринимателей попадется нам на крючок, когда мы начнем проверять, не работает ли он без удостоверяющих документов. Кроме того, есть предприниматели, которые считают, что вместе со статусом они избавятся и от старых долгов перед государством. Уверяю вас, что не избавятся. Ибо по закону предприниматель несет не только денежную, но и имущественную ответственность по своим обязательствам. Мы будем вплоть до суда претендовать на возмещение этих долгов государству.

- Как двукратное сокращение количества предпринимателей скажется на краевом бюджете?

- Мы считаем, что экономика края урона не понесет. Таким образом, мы просто расчистим наш реестр и увидим реальную картину. Никакого материального ущерба для бюджета это не принесет. Самое страшное для нас это последние дни года, когда начнется ажиотаж, очереди, скандалы. Мы готовимся к этому. В последние дни года мы введем двухсменный режим работы, будем привлекать к ней самых опытных наших сотрудников, проконтролируем ситуацию, вплоть до выезда руководящих работников на места. Как в итоге всей пойдет, зависит и от сознательности предпринимателей и от организаторской работы налоговых инспекций.