июнь 18, 2011
Как Германии переживала время после освобождения от фашистского режима, рассказал в своем докладе доктор Вольфрам фон Шелих, научный сотрудник Гуманитарного центра истории и культуры Восточной Европы , университет Лейпцига.
Доктор Вольфрам фон Шелих.
Олег Богданов
Мы в Германии не говорили "дегитлеринизация", как сейчас в России говорят "десталинизация". Мы устраняли представителей нацизма из школ, университетов, удаляли символы нацистов из общественного пространства. Если вы сейчас пройдете через германские города, вы может быть и увидите где-то орла, но свастики там уже нет, она была удалена. Эту процедуру осуществляли союзники, когда была предпринята попытка все взрослое население Германии как-то просветить.
Взрослые должны были заполнить анкету из 120 вопросов о своем прошлом. И все это делилось на категории: основные виновники, виновные, маловиновные, попутчики и невиновные. В зависимости от категории ко всем относились по-разному.
Одни других судили, к другим применяли другие меры. Это процедура коллективной вины. Но она не удалась в конечном счете. Всех немцев так исследовать и просветить было невозможно, поскольку многие документы пропали в войне и не было возможности доказать чью-то виновность или невиновность.
Но с течением времени произошел сдвиг восприятия. Современники назвали этот процесс как Юстиция победителей, идеологическую чистку – даже так рассматривали. Негативно сейчас относятся к тому, что нацистские преступники не были наказаны никак. Общество осмыслило эту историю позже. Оба понятия осмысления и преодоления прошлого и негативное понятие вытеснение прошлого все это коренится в психоанализе Зигмунда Фрейда. Как по типу психотерапии осмысления прошлого этот процесс не завершен до сих пор.
Многие германские мифы были разрушены в процессе осмысления. Надо учитывать также такой момент что политическое разделение Германии существовало. После воссоединения страны до сих пор нет единого подхода между Востоком и Западом. Была определенная ритуализация воспоминаний. Многие группы выносились за скобки и забывались (коммунисты, например).
То, что часть населения была вовлечена в нацистские преступления, все это осмыслялось. Главная задача после войны – обеспечить стабильность и мир обществу. Надо было миллионы беженцев интегрировать в новом обществе и заниматься процессом восстановления страны после войны с нуля. Самым успешным методом было подвести черту под прошлым и вообще не вспоминать.
Но если строить новое общество не забудешь о прошлом. Если сейчас в демократическом обществе наказывают за убийство, то нельзя массовых убийц оставить без наказания. Так происходило историческое осмысление прошлого. Гдровских пропагандистов зачастую называли в ФРГ империалистами, нацистами и наследниками нацистского государства. А на Западе считали ГДР продолжателями тоталитарных режимов. Надо было две эти истории согласовать как-то.
При осмыслении истории важно общество. Важно было две группы различать. Поколение, которое само пережило, и те, которые родились после этого. Старые подразделяются на преступников, жертв, тех, которые боролись и тех, кто вернулись из иммиграции. Основная масса населения поддерживало эту систему. Косвенно все несли ответственность за нацистский режим. Ответственность за преступления нацистов была сконцентрирована на одной группе людей. Кто вернулся из иммиграции не нашли признания со стороны старого общества. А вот когда новое население вернулось, в обществе стали более спокойно относиться к поколению отцов и матерей, которые участвовали в тех событиях.
Осмысление прошлого связано в Германии с конфликтом поколений. И в связи с этим в результате естественного демографического процесса доминируют те, кто родился после этих событий. Еще есть свидетельства очевидцев, которые детьми получили травму. Чем больше два немецких государства стремились к мировому признанию, тем больше они понимали, что надо брать ответственность за прошлое. И в ГДР ожидали какого-то нового осмысления нового периода. Основной темой было воспоминание о холокосте. Это превратилось в глобальные исторические воспоминания.
Очень многие иностранцы, которые посещали Мюнхен, Берлин, искали те места, где совершались преступления. Многие туристы хотят ознакомиться с местами, где совершались те преступления. Эти исторические памятники становятся материалом для знакомства с историей не только лоя самих немцев, но и для иностранцев. Большую роль и для Германии и для иностранных государств имела творческое осмысление прошлого.
Например, американская серия "Холокост" стала детонатором для активной дискуссии в Германии. Был создан памятник американцем еврейского происхождения.
Германия научилась держать планку. И было достигнуто представление, что с одной стороны в 1945-м году это было военное поражение Германии, но с другой стороны – освобождения от бесчеловечной системы. Поражение добавило страданий, но его следует приветствовать – оно привело к ликвидации страшного режима.
Дискуссия, которая идет в России о роли войны и роли Сталина в этой войне, должна продолжаться. Со стороны Советского союза были совершены военные преступления против своего собственного народа. Медведев сказал, что победа являлась огромным событием, но она же - и преступление против своего народа. Если общество сможет выдержать это, то оно сделает огромный шаг.