июнь 21, 2011
Легкая дискуссия разгорелась на выездном заседании Совета Федерации (СФ) РФ, прошедшем в Барнауле 15 июня. Предмет дискуссии показал: вопрос о необходимости принятия на федеральном уровне закона "Об особо значимых аграрных территориях" так и не решен. Большинство участников "за". Немногие сомневающиеся констатировали, что помощь из бюджета оказывается и сегодня, а в случае принятия нового закона придется менять концепцию господдержки села.
Если край увеличит объем затрат на перевооружение в два раза, то сельское хозяйство региона выйдет на совершенно иной технический уровень.
Олег Богданов
7,72 млрд. рублей получили регионы из федерального бюджета в 2010 году только по программе "Социальное развитие села до 2013 года". По словам Дмитрия Торопова, директора департамента сельского развития и социальной политики Минсельхоза, Алтаю от этой суммы досталось 258,9 млн. рублей и в 2011 году помощь "из Москвы" увеличится еще на 12 млн. рублей. В целом же с 2003 года край получил 10% средств, выделенных из федерального бюджета на социальное развитие села, или 944 млн. рублей.
Но проблема, впрочем, не только в том, что деньги на поддержку села и так выделяются. Уже решено, что на смену этой госпрограмме вскоре придет другая — "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2020 годы", ее концепция принята, идет разработка. Дополнения точно внесут и в госпрограмму развития сельского хозяйства. Словом, законодательный маховик раскручен, и ответ на вопрос, что разумнее — принять новый закон, который в корне меняет концепцию поддержки села, или усовершенствовать старые, казался не таким уж очевидным. "Законопроект предполагает переход от поддержки отдельных товаропроизводителей к поддержке целых территорий. Эта точка зрения правильна, но насколько она реализуема? Очень многое в законодательстве надо будет менять", — выразил личное сомнение Станислав Вознесенский, замначальника отдела правового управления Совфеда.
Более того, в ряде регионов полагают: закон поставит в особое положение часть территорий России, что приведет к усилению неравенства субъектов РФ в развитии сельского хозяйства. "А не дискриминация ли, когда Ханты-Мансийский округ купается в деньгах только потому, что у них есть нефтяные месторождения?" — отреагировал на эти сомнения спикер АКЗС Иван Лоор.
И все же сомневающихся в необходимости принятия закона немного. По словам сенатора Сергея Белоусова, из 39 регионов, приславших отзывы на подготовленный в крае документ, 29 "за". Ведь этот закон, как надеются его разработчики, сбалансирует поддержку как производственной, так и социальной сфер. Сегодня же этого не происходит: на развитие сельхозпроизводства направляются немалые суммы, а работников приходится завозить порой из города — отток людей из села продолжается. "Наше предприятие расположено в селе Клочки Ребрихинского района, там работают 292 человека, — приводит пример Марина Степанова, заместитель директора "Альтаир-Агро". — При этом 80 человек мы привозим из Барнаула".
Мы еще в советское время пытались стереть грань между городом и деревней, но так и не стерли. Если не будем обустраивать сельские территории, проблема кадров так и не будет решена". При этом г-н Лоор считает необходимым еще и сохранение сельского уклада, которым живут 40 млн. россиян.
Так или иначе, работа над законопроектом продолжается. В апреле создана рабочая группа по его доработке, руководителем назначен Геннадий Горбунов. В ближайшее время предстоит наконец выработать критерии отнесения регионов к особым аграрным территориям. В случае же если перенаправить усилия законодателей в новое концептуальное русло не удастся, идеи попытаются имплантировать в существующие правовые акты. "Принять отдельный закон будет непросто, — заметил Геннадий Горбунов. — Но мы не требуем ничего лишнего, мы хотим, чтобы объемы поддержки села были такими же, как в Европе". Сенатор прозрачно намекнул, что шансы на его принятие дает предвыборный период. И эти шансы надо использовать.