июнь 22, 2011
На прошлой неделе в крае завершились ежегодные Рождественские чтения. В Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая прошла презентация двух книг: монографии "Орфей великой эпохи" о творчестве Роберта Рождественского и поэтического сборника известного земляка "Твоя и моя земля".
Накануне чтений Светлана Бутырских, руководитель центральной районной модельной мемориальной библиотеки им. Р. Рождественского, с удовольствием согласилась рассказать нашим читателям о нелёгком детстве, большой любви и плодотворном сотрудничестве с кинематографом великого поэта.
Знаменитый поэт родился 20 июня 1932 года в Косихе. Его отец Станислав Петкевич был потомком ссыльных поляков, работал в НКВД. Мать Вера Павловна занимала должность директора начальной школы в Косихе. В 1937 году родители поэта разошлись. Отец уволился из органов, участвовал в Финской войне, а в 1941 году ушёл на фронт и не вернулся. Вера Павловна окончила Омский медицинский институт и была призвана в армию, на фронт. Мальчик остался в Омске с бабушкой Елизаветой Михайловной.
Первое стихотворение девятилетнего поэта было опубликовано в июле 1941 года в "Омской правде".
– Стих назывался "С винтовкой мой папа уходит в поход…", – рассказывает Светлана Бутырских. – А первый гонорар, девять рублей, он перечислил в Фонд обороны. Много участвовал в концертах для раненых, ежедневно слушал фронтовые сводки.
В 1944 году бабушка поэта умерла. Вера Павловна забрала 12-летнего мальчика в Москву. Оттуда она планировала отправиться на фронт. Мальчишка уже представлял себя защитником Родины, но мать узнала о готовящемся наступлении, поэтому сын остался в тылу.
Подросток попал в Даниловский детский приёмник за Серпуховской заставой. Вскоре решил поступать в третье московское военно-музыкальное училище.
– Я играл сначала на тромбоне, а потом перешёл на бас-геликон, – позже вспоминал поэт.
Когда он окончил первый курс, за ним приехала мать с отчимом – полковник Иван Рождественский усыновил Роберта и дал свою фамилию. У мальчика появился отец, которого он сразу полюбил.
Семье часто приходилось переезжать с места на место. Сначала это был Кёнигсберг, потом Каунас, затем Таганрог, позже Вена. Эти перемещения давались застенчивому, заикающемуся парню тяжело.
В старших классах Роберт Иванович учился в Москве. Молодой поэт ходил в Литинститут, где с ним занимался студент, будущий прозаик – Лев Кривенко. Школу Рождественский окончил в Ленинграде. Он хотел поступить в Литинститут, отправил документы и свои творения, но не прошёл конкурс с формулировкой "ввиду творческой несостоятельности". Поэтому Роберт Иванович год обучался в Петрозаводске на историко-филологическом отделении пединститута. В 1951 году он всё же поступил в Литературный институт. Поэт сразу окунулся в атмосферу творческих споров, обсуждений и дружеских застолий.
В этом же институте произошло знакомство Рождественского с его будущей женой Аллой Киреевой. 20-летняя девушка училась на отделении критики. Как позже вспоминал поэт, первокурсницу Кирееву приходилось прорабатывать на комсомольском бюро за курение. Совсем скоро нравоучения привели к тому, что молодые пришли в ЗАГС.
– Я не знаю никого, кто был так счастлив в браке, в любви, в понимании друг друга, как мы с Робертом. И когда рассказывают миф о двух половинках, я подозреваю, что это о нас. Говорят, что браки совершаются на небесах, я верю в это, – делится мыслями Алла Борисовна.
После четвёртого курса Роберт Иванович приехал на Алтай. Здесь он проходил практику в редакции газеты "Алтайский комсомолец".
– В 1956 году студенческую практику Рождественский проходил в… Арктике, – рассказывает Светлана Ивановна. – Новый ректор Литинститута сказал студентам: "Можете ехать на творческую практику куда захотите". Роберт отправился на Северный полюс. Он оказался в Диксоне, а затем даже стал полноправным членом экипажа дрейфующей станции "Северный полюс-6".
В этом же году Роберт Иванович окончил институт. В Театре эстрады состоялся первый творческий вечер поэта.
В 1959 году поэт написал поэму "Пятнадцать минут до старта". За это произведение Рождественскому вручили премию на Международном конкурсе радиоспектаклей. А через год в сотрудничестве с Дмитрием Кобалевским появляется поэма-оратория "Реквием", которую принято считать визитной карточкой нашего земляка.
В 62-м году Рождественского избрали вторым секретарём Московской писательской организации. Поэт учил молодёжь жить, в творчестве появилось много нравоучений. Мир в глазах Рождественского выглядел чёрно-белым: по одну сторону – "мальчики", по другую – "враги". Под вторыми, как правило, подразумевались мещане и бюрократы. Позже в записной книжке Рождественский писал: "Целую жизнь все мы (или почти все) существовали под временем! Под его тяжестью. Под его страхом. Под его категорическими лозунгами и огромными портретами его вождей и героев. Но это были наши лозунги, наши вожди и герои…"
В 70-е Рождественский стал одним из наиболее авторитетных современных поэтов. В стихах появляются раздумья о себе, о судьбе всего поэтического поколения. В 1977 году он принят в члены КПСС.
– Несвобода осталась во мне. Она всё равно живёт во мне. Она живёт в нас. Во всяком случае, в подавляющем большинстве из нас. Несвобода в том, что мы больше любим бороться, а не работать. Все – борцы, – признавался поэт.
Роберт Рождественский много и легко печатался. Он объездил весь мир, практически никогда не нуждался материально. Его популярность была огромная: книги расхватывались, творческие вечера проходили при полных залах, поэту вручали Государственные премии. Рождественский читал любому, кто умел и хотел слушать, от строителей БАМа до академиков, от физиков до лириков. Рождественский чутко улавливал вызовы времени.
В 1994 году Рождественского не стало. Через год после смерти отца известный фотограф Екатерина Рождественская написала:
– Жизнь его была жизнью "шестидесятников". Она складывалась из их разочарований, их счастья, их великой любви к будущему своей страны – будущему, которое они пытались делать сами, – и абсолютной невостребованности, пришедшей к ним в этом самом будущем.
Многие творения Роберта Ивановича вошли в культовые киноленты тех времён. Перу Рождественского принадлежат слова песен "Не думай о секундах свысока" и "Песня о далёкой родине" ("17 мгновений весны"), "Мы – долгое эхо друг друга" ("Судьба"), "Товарищ песня" ("Так закалялась сталь"), "Погоня" ("Неуловимые мстители"), "Позвони мне, позвони" ("Карнавал"), "А степная трава пахнет горечью…" и т. д.