В начале октября Алтайский государственный медицинский университет (АГМУ) празднует 50-летие

октябрь 4, 2004

1 октября 1954 года первые на Алтае студенты-медики сели за парты. С тех пор АГМУ выпустил более 20 тысяч специалистов. О роли медуниверситета в жизни края, специфике обучения в нем, отношении к реформе образования и о собственной жизни рассказывает ректор Валерий Брюханов.

Краю нужны не только врачи. Нужна медицинская наука

- Иногда я думаю, что бы было, если бы в Барнауле не открыли медицинский институт. Могли бы ведь и не открыть. Были уже медицинские институты в Новосибирске, Томске, и они могли обеспечивать наш регион врачами. Но тогда у нас была бы в целом совсем другая медицина. Ведь достаточно вспомнить, что только с открытием кафедры факультетской хирургии в 1957 году на Алтае впервые дали интубационный наркоз. Это сделал профессор Израиль Исаевич Неймарк. До этого давали масочный наркоз, который мог вызвать тяжелые осложнения.

Вообще, очень много медицинских технологий прошло через наш университет. И сегодня все наиболее крупные и важные медицинские учреждения имеют в своем составе нашу кафедру, и в результате очень часто образуются научно-учебно-производственные комплексы. Одно из достижений последних лет - срастание научной медицины с практической. Это создание научно-производственных комплексов по онкологии, гепатологии, пульмонологии, травматологи и другим направлениям.

В Новосибирске есть Сибирское отделение Академии медицинских наук, в Томске - Научный центр Академии меднаук, в Кемерове, Омске - академические институты. На Алтае раньше не было ни одного академического медицинского института или учреждения. Поэтому на нас легла дополнительная задача продвижения российской медицинской науки в край. С этой целью на базе медуниверситета были созданы филиалы академических институтов онкологии, пульмонологии, физиологии, фармакологии.

Технические университеты создают так называемые технопарки - площадки для внедрения новых технологий. Для нас такой технопарк в области стоматологии - создание университетской стоматологической поликлиники, где внедряются в жизнь наши разработки. В июне мы открыли консультативно-диагностический центр, где ведут прием ведущие профессора АГМУ. Это тоже своего рода технопарк.

Врачей учат по принципу "делай как я"

- Процесс обучения врача очень дорогостоящий. В Барнауле открылось более 20 филиалов различных московских, санкт-петербургских академий, институтов, и во всех есть стандартный набор специальностей - "юрист", "экономист", "менеджер", "бухгалтер". Но нигде в России не открылось ни одного частного медицинского вуза, потому что это очень дорого и очень сложно. Чтобы обучать студентов медицине нужно иметь не только компьютеры и учебники, но микроскопы, химические реактивы, электрокардиографы и много другой специальной техники. Надо обязательно иметь выход на клиники. У нас семь собственных корпусов, а студенты, кроме них, занимаются на кафедрах, которые расположены в клиниках от Южного поселка до Новосиликатного.

Самый главный принцип преподавания в медицинском университете абсолютно иной, чем в других вузах. Принцип воспитания врача звучит так: "Делай как я". Преподаватель лечит больного, студент находится рядом, смотрит, как он это делает - как диагностирует, как обращается с больным. Передача профессии в медицине - это штучное производство, передача идет прямая, от учителя к ученику.

Медицинская наука и медицинская практика достаточно консервативны, и это очень хорошо, потому что консервативен наш предмет. Человек с точки зрения физиологии и здоровья не меняется. Это и диктует консерватизм.

Новое в нашем деле - бурно развивающиеся технологии. Уже на нашей памяти появились лучевая и ультразвуковая диагностика, компьютерная и магниторезонансная томография, эндоскопическая хирургия, оптоволоконные технологии. Они произвели революцию в обследовании и лечении больных. Студент начинает учиться - ему говорят об одних технологиях, а когда заканчивает - имеет дело с другими.

Вузы должны остаться федеральными, иначе студенты снова будут ездить на картошку

- Честно говоря, к словосочетанию "реформа образования" я отношусь с большим скепсисом. Я не могу назвать реформой образования, например, применение единого госэкзамена. Это просто изменение формы выпускных и вступительных экзаменов. Ну разве это можно назвать реформой образования? Что это дает образованию? Ничего не дает. Точно также ничего не дает сокращение или увеличение количества вузов.

Когда мы говорим о реформе, то надо понять, что речь должна идти об изменении системы педагогики, системы преподавания, воспитания, становления специалистов. А все, что сейчас происходит, - это организационные мероприятия правительства Российской Федерации, и ничего более.

Много говорят о сокращении числа вузов. Я считаю, что государственным вузам, которым по 50 - 60 лет, которые обладают огромной базой, поддерживают уровень экономики и социальной жизни регионов, ничего не угрожает, никакое закрытие. Но попытки правительства сбросить высшие учебные заведения на региональные бюджеты постоянно есть. Я к ним отношусь очень отрицательно, потому что ни один государственный вуз не является только региональным. АГМУ выпускает специалистов для Республики Алтай, для Тывы, для Якутии. Если перевести вуз на региональный бюджет, завтра губернатор и депутаты скажут: а почему вы готовите специалистов для других регионов, а не только для Алтайского края?

Кроме того, переход на финансирование из регионального бюджета сразу понизит уровень педагогического процесса, потому что студентов начнут привлекать на благоустройство города, на сельхозработы. У местных властей постоянно будет возникать соблазн использовать трудовой потенциал вузов. В Барнауле - 60 тысяч студентов- очников!

У меня были хорошие учителя

- Я учился в хорошей средней школе. Это была известная барнаульская 27-я школа. Директор - Галина Иосифовна Юдалевич, классный руководитель - Ирина Александровна Бычкова. Это были люди, которые меня воспитывали. К сожалению, они уже ушли из жизни.

В вузе были хорошие наставники, профессора. Уже на втором курсе я начал заниматься в научном кружке, которым руководил профессор Ефим Борисович Берхин. Он, к счастью, здравствует, на днях звонил мне из Сан-Франциско, где живет, интересовался юбилеем университета. Ефим Борисович привел меня в науку.

Когда я окончил аспирантуру, то стал заместителем декана лечебного факультета. А деканом был Валерий Иванович Киселев. Ректором в то время был Виталий Николаевич Крюков. Они очень много дали мне с точки зрения административной работы, работы с людьми.

Я воспитал пятерых докторов наук, 14 кандидатов. Сын стал доктором медицинских наук, профессором. Так что считаю, у меня в жизни все сложилось нормально. Сегодня меня окружают мои помощники - проректоры, люди, которых я знаю уже десятки лет, с которыми мы вместе работали в комсомоле, в стройотрядах, мои коллеги. У нас вообще коллегиальное руководство. Я никогда не принимаю важных, ответственных решений без обсуждения с проректорами и деканами. Даже если речь идет о том, в какой цвет красить фасад главного корпуса.

Только факты

- АГМУ (тогда Алтайский государственный медицинский институт) был образован распоряжением Совмина СССР от 7 августа 1954 года. Занятия начались 1 октября 1954 года.

- В АГМУ семь факультетов (лечебный, педиатрический, стоматологический, фармацевтический, лечебно-профилактический (санитарно-гигиенический), по подготовке медсестер с высшим образованием, повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов) и 65 кафедр.

- На Алтае работают около 11 тыс. врачей. 98% из них - выпускники АГМУ. За 50 лет медицинский университет подготовил более 20 тыс. специалистов.

- Сегодня в АГМУ есть несколько научно-практических школ: в области гематологии (член-корреспондент РАМН, профессор Зиновий Баркаган); в области сосудистой хирургии (профессор Виктор Гервазиев); в области эндоскопической хирургии (профессор Владимир Оскретков); в области травматологии (профессор Евгения Распопова); в области пульмонологии (член-корреспондент РАМН, профессор Яков Шойхет).

- Годовой бюджет АГМУ составляет 140 млн. рублей, 80 млн. дает федеральный бюджет, 60 млн. - деньги от платного обучения и платных услуг.

Справка "СК"

Валерий Михайлович Брюханов родился 1 января 1945 года в Барнауле. В 1968 году окончил Алтайский государственный медицинский институт (сегодня - Алтайский государственный медицинский университет). Доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой фармакологии. Заслуженный работник высшей школы РФ. Почетный гражданин города Барнаула. Награжден орденом Дружбы.